Применение нетарифных и таможенно-тарифных методов регулирования внешнеэкономической деятельности

.

Методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности подразделяются на тарифные, основанные на использовании таможенного тарифа, и нетарифные – все прочие методы. Вместе с тем, единой международной классификации таких методов не выработано, поэтому страны, международные организации применяют различные классификационные подходы к практическому инструментарию регулирования внешнеэкономической деятельности.
Согласно законодательным нормам, нетарифное регулирование – метод государственного регулирования, осуществляемый путем введения количественных ограничений, иных запретов и ограничений экономического характера. Как правило, различают экономические (кроме таможенного тарифа), неэкономические, административные и технические методы, каждый из которых предполагает совокупность мер таможенного контроля.


В состав методов экономического регулирования внешнеэкономической деятельности относят валютный контроль, применение прямых и косвенных налогов в отношении лиц, совершающих перемещение товаров через таможенную границу России, получающих доходы от иностранных источников или имеющих представительства на территории иностранных государств.
Подчеркнем, что действующий Таможенный кодекс Таможенного союза определяет в качестве таможенной границы границу единого экономического пространства трех стран: Россия, Казахстан, Беларусь. Товарная номенклатура товаров, методы определения таможенной стоимости, таможенный тариф распространяют свое действие на территорию государств-членов.
Принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации закреплены Федеральным законом от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ[18].
Валютное регулирование реализуется Центральным банком Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами власти (в их числе Федеральная служба безопасности, Федеральное казначейство, Министерство иностранных дел, Министерство обороны, Служба внешней разведки). Валютный контроль законодательством рассматривается отдельно и закрепляется за Центральным банком Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, агентами валютного контроля в составе уполномоченных банков, подотчетных Центральному банку Российской Федерации, государственной корпорацией «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», профессиональными участниками рынка ценных бумаг, таможенными и налоговыми органами.
Органы валютного контроля имеют право проводить проверки в целях выявления нарушений со стороны резидентов и нерезидентов законодательства о валютном регулировании, запрашивать информацию о совершении валютных операций и состоянии счетов. Лицо, получившее запрос, имеет в своем распоряжении семь рабочих дней для направления ответа по этому запросу. Агенты валютного контроля обязаны передавать налоговым и таможенным органам документы, связанные с валютными операциями, в том числе, паспорта сделок и таможенные декларации. Проверки оформляются актами и могут быть обжалованы резидентами и нерезидентами в случаях нарушения их прав.
Порядок налогообложения участников внешнеэкономической деятельности зависит от применяемого ими таможенного режима.
Административные методы нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности связаны с использованием таких механизмов, как запреты (эмбарго), лицензирование, квотирование, экспортный контроль. До вступления в силу «Договора о Евразийском экономическом союзе» (подписан в г. Астане 29.05.2014) на территории Таможенного союза действует Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «О единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран».
Квоты могут устанавливаться на экспорт товаров в случае их критического недостатка на внутреннем рынке, на импорт сельскохозяйственных товаров или водных биологических ресурсов, чтобы снизить излишек отечественных товаров и предоставить их отдельным категориям населения по сниженной цене. Исключительное право на внешнеэкономическую деятельность закрепляется лицензией. Контроль за экспортом и импортом товаров состоит также в выдаче разрешения на экспорт или импорт товаров (наблюдение как нетарифная мера), получаемого в течение трех рабочих дней с момента представления заявления.
Помимо лицензирования применяется также механизм выдачи разрешений на ввоз или вывоз товаров. Органами, выдающими разрешения, являются следующие органы исполнительной власти:
• Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации или Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (перемещение лекарственных средств);
• Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (перемещение радиоэлектроники и высокочастотных средств);
• Министерство внутренних дел Российской Федерации (перемещение оружия);
• Министерство культуры Российской Федерации (перемещение культурных ценностей).
Подчеркнем тот факт, что с момента готовности всех процедур в государствах-членах вступит в силу договор о Евразийском экономическом союзе, создаваемом на базе Таможенного союза. Это повлечет за собой прекращение действия некоторых нормативных документов в сфере внешнеэкономической деятельности. Вместе с тем, целый ряд определяющих правил и принципов регулирования международной деятельности сохранится.
Перемещение культурных ценностей регулируется Законом Российской Федерации «О вывозе и ввозе культурных ценностей» от 15.04.1993 г. № 4804-1. К культурным ценностям Закон относит:
• исторические ценности, в том числе связанные с историческими событиями в жизни народов, развитием общества и государства, историей науки и техники, а также относящиеся к жизни и деятельности выдающихся личностей (государственных, политических, общественных деятелей, мыслителей, деятелей науки, литературы, искусства);
• предметы и их фрагменты, полученные в результате археологических раскопок;
• художественные ценности (картины и рисунки целиком ручной работы на любой основе и из любых материалов; оригинальные скульптурные произведения из любых материалов, в том числе рельефы; оригинальные художественные композиции и монтажи из любых материалов; художественно оформленные предметы культового назначения, в частности иконы; гравюры, эстампы, литографии и их оригинальные печатные формы; произведения декоративно-прикладного искусства, в том числе художественные изделия из стекла, керамики, дерева, металла, кости, ткани и других материалов);
• изделия традиционных народных художественных промыслов; • составные части и фрагменты архитектурных, исторических, художественных памятников и памятников монументального искусства;
• старинные книги, издания, представляющие особый интерес (исторический, художественный, научный и литературный), отдельно или в коллекциях;
• редкие рукописи и документальные памятники;
• архивы, включая фото- , фоно- , кино- , видеоархивы;
• уникальные и редкие музыкальные инструменты;
• почтовые марки, иные филателистические материалы, отдельно или в коллекциях;
• старинные монеты, ордена, медали, печати и другие предметы коллекционирования;
• редкие коллекции и образцы флоры и фауны, предметы, представляющие интерес для таких отраслей науки, как минералогия, анатомия и палеонтология;
• другие движимые предметы, в том числе копии, имеющие историческое, художественное, научное или иное культурное значение, а также взятые государством под охрану как памятники истории и культуры.
Невозможен вывоз за пределы Российской Федерации целого ряда ценностей:
• движимые предметы, представляющие историческую, художественную, научную или иную культурную ценность и отнесенные в соответствии с действующим законодательством к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, независимо от времени их создания;
• движимые предметы, независимо от времени их создания, охраняемые государством и внесенные в охранные списки и реестры в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
• культурные ценности, постоянно хранящиеся в государственных и муниципальных музеях, архивах, библиотеках, других государственных хранилищах культурных ценностей Российской Федерации. По решению уполномоченных государственных органов данное правило может быть распространено на иные музеи, архивы, библиотеки;
• культурные ценности, созданные более 100 лет назад.
Запрещается ввоз на территорию России культурных ценностей, находящихся в розыске.
Закон Российской Федерации от 15.04.1993 г. № 4804-1 определяет также органы государственного регулирования деятельности по перемещению культурных ценностей через таможенную границу России. К ним, в частности, относится Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультура), Федеральное архивное агентство. Росохранкультура представляет собой орган исполнительной власти, обеспечивающий охрану культурного наследия, авторского права и смежных прав, а также контроль за исполнением законодательства по защите таких прав.
В отношении культурных ценностей, подлежащих вывозу, проводится государственная экспертиза, затем право на вывоз подтверждается свидетельством, форма которого утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.04.2001 г. № 322[19]. Экспертиза проводится специалистами музеев, архивов, библиотек, реставрационных и научно-исследовательских организаций, уполномоченными Министерством культуры Российской Федерации и Федеральной архивной службой России. Продолжительность процесса экспертизы не должна быть более 30 дней.
Возможен временный ввоз и вывоз культурных ценностей в следующих целях:
• для организации и проведения выставок этих ценностей;
• в целях реставрационных работ и научных исследований;
• в связи с театральной, концертной и иной артистической деятельностью;
• в других случаях.
Разрешение на временный ввоз (вывоз) выдается в течение трех месяцев с момента поступления ходатайства в уполномоченные государственные органы и оформляется свидетельством, без которого операции с культурными ценностями невозможны. При возвращении ценностей на территорию России они также подвергаются процедуре экспертизы.
Согласно пп. 34 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации, при вывозе культурных ценностей уплачивается государственная пошлина:
• 10 % стоимости вывозимых культурных ценностей (для культурных ценностей, созданных более 50 лет назад);
• 5 % стоимости вывозимых культурных ценностей, но не более 1000000 рублей (для культурных ценностей, созданных более 100 лет назад и ввезенных на территорию Российской Федерации после 1 августа 2009 года);
• 5 % стоимости вывозимых культурных ценностей (для культурных ценностей, созданных 50 лет назад и менее);
• 10 % стоимости вывозимых культурных ценностей (для предметов коллекционирования по палеонтологии);
• 5 % стоимости вывозимых культурных ценностей (для предметов коллекционирования по минералогии).
При временном вывозе культурных ценностей государственная пошлина уплачивается по ставке 0,01 % страховой стоимости временно вывозимых культурных ценностей.
Сертификация товаров позволяет провести оценку соответствия установленных требований товаров-предметов внешнеэкономической деятельности. Этот метод нетарифного регулирования позволяет контролировать качество товаров, их безопасность для жизни и здоровья потребителей. Обязательной сертификации подлежат товары для личных нужд граждан, продукция производственно-технического назначения, строительная продукция. Продолжительность действия сертификата определяется органом, выдавшим сертификат. При прохождении таможенного контроля декларантом он должен предъявить вместе с таможенной декларацией сертификат, подтверждающий разрешение на перемещение товаров. В ходе таможенного оформления проверяется наличие подписей и печати на копии сертификата, соответствие ввозимого товара сертификату, срок его действия и др. В целом, сертификация товаров препятствует недобросовестной конкуренции, защищает рынок от некачественных и опасных для использования товаров.
Постановление Правительства Российской Федерации от 9 июня 2005 г. № 364 «Об утверждении положений о лицензировании в сфере внешней торговли товарами и о формировании и ведении федерального банка выданных лицензий» представляет собой нормативную основу регулирования деятельности организаций с помощью процедуры лицензирования. Лицензирование экспорта или импорта необходимо осуществить в ряде случаев:
• введение временных количественных ограничений на экспорт или импорт отдельных видов товаров;
• операции с отдельными видами товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений;
• предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров;
• выполнение Российской Федерацией международных обязательств.
Лицензирующим органом является Министерство промышленности и торговли Российской Федерации. Выдаваемые лицензии могут быть трех видов: разовая, генеральная, исключительная. Лицензия оформляется на основе представленных документов:
• заявление о предоставлении лицензии по форме;
• копия договора (контракта), оформившего внешнеторговую сделку (в случае оформления разовой лицензии), заверенная подписью и печатью заявителя;
• копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, заверенная подписью и печатью заявителя;
• другие документы, если они определены законодательством Российской Федерации.
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации формирует федеральный банк выданных лицензий, который содержит сведения о выданных лицензиях, включая информацию об участниках внешнеэкономической сделки; сведения о приостановлении действия лицензии или об ее аннулировании; сведения о ходе исполнения разовых лицензий.
Технические регулирующие методы направлены на обеспечение соблюдения требований к качеству товаров, прав интеллектуальной собственности, исполнения санитарных, фитосанитарных и ветеринарных ограничений.
В форме неэкономических методов регулирования известна практика исполнения торговых договоров и правовых режимов. Торговые договоры заключаются в двустороннем или многостороннем порядке заинтересованными странами в форме соглашений и конвенций. К правовым режимам относят «режим наибольшего благоприятствования» и «национальный режим», в случае применения которых физические и юридические лица из страны-партнера получают определенные преимущества, льготы.
В основе тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности лежит таможенный тариф, представляющий собой свод ставок таможенных пошлин, применяемых при ввозе или вывозе товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза. Конкретный размер ставок таможенных пошлин определен Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54[20] в соответствии с классификацией товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД).
Таможенная пошлина является обязательным платежом в федеральный бюджет, взимаемый таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза (ранее – Таможенного союза) или вывозе товаров с этой территории, а также в иных случаях, установленных таможенным законодательством в целях таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности в экономических интересах Российской Федерации (пп. 1 п. 1 ст. 5 Закона РФ от 21.05.1993 г. № 5003-1). На территории Российской Федерации могут быть установлены адвалорные, специфические и комбинированные ставки пошлин. С точки зрения операции с товаром различают ввозную и вывозную таможенную пошлину. Имеет место транзитная таможенная пошлина, устанавливаемая в случае перемещения товаров через территорию страны транзитом. Предусмотрены также сезонные пошлины в целях оперативного регулирования внешней торговли. Срок их применения не должен превышать шести месяцев в течение года. Особые пошлины применяются для защиты экономических интересов российского государства при осуществлении внешнеэкономической деятельности (прежде всего, при импорте).
Законодательством предусмотрен также преференциальный тариф или тарифная льгота в форме:
• установления тарифных квот на преференциальный ввоз сельскохозяйственных товаров, аналоги которых производятся (добываются, выращиваются) в Российской Федерации;
• освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин, снижения ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, к которым относятся товары из государств, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли или таможенный союз, а также происходящих из развивающихся стран, пользующихся национальной системой преференций Таможенного союза.
Тарифная квота заключается в установлении пониженной ввозной или вывозной таможенной пошлины на определенное количество товара в течение определенного периода времени. Тарифные квоты в настоящее время распределяются между субъектами внешнеэкономической деятельности пропорционально объему товара, ввезенного в Российскую Федерацию из иностранного государства. Вторым вариантом распределения квоты является конкурс. При этом порядок распределения устанавливается Комиссией Таможенного союза или Правительством Российской Федерации на основании решения этой Комиссии. При вывозе товаров из Российской Федерации квоты устанавливаются Правительством Российской Федерации.
От таможенной пошлины освобождаются операции по вывозу снаряжения, топлива, продовольствия для обеспечения деятельности судов, осуществляющих рыболовство; товаров в качестве гуманитарной помощи другим странам по решению Правительства Российской Федерации; товаров в рамках международного сотрудничества в области исследования космического пространства; углеводородного сырья, добытого при разработке нового морского месторождения; товаров, произведенных в рамках соглашений о разделе продукции и принадлежащих участникам соглашения.
Официальной датой начала функционирования Евразийского экономического союза является 01.01.2015 г. Первыми его членами становятся формировавшие ранее Таможенный союз Россия, Казахстан, Белоруссия. Договор о присоединении к союзу подписан также Арменией, а в 2015 г. ожидается присоединение Киргизии. Вместе с тем, не все нормативные документы Таможенного союза начинают действовать сразу в измененной редакции.
Согласно Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54, под страной ввоза понимается единая территория государств-членов союза. В Решении приведен перечень товаров и ставки пошлин. Так, ставка ввозной таможенной пошлины определяется в размере 7,3 % от таможенной стоимости тунца тихоокеанского голубого. Комбинированная ставка пошлины действует в отношении такого вида рыбы, как путассу северная: 3 % от таможенной стоимости, но не менее 0,015 евро за 1 кг.
При ввозе товаров на территорию Евразийского экономического союза (ранее – Таможенного союза) таможенная стоимость определяется в соответствии с законодательством союзного образования. При вывозе товаров решающую роль играет законодательство страны-экспортера. Контроль таможенной стоимости может иметь результатом два варианта действий:
1) принятие заявленной таможенной стоимости;
2) корректировка таможенной стоимости и доначисление таможенных пошлин и налогов.
К другим методам таможенного контроля относятся проверки, опросы, осмотры, досмотры, проверка наличия маркировки и индентификационных знаков (ст. 110 Таможенного кодекса Таможенного союза).
Основные цели таможенной политики и таможенного тарифа состоят в рационализации структуры ввоза и вывоза товаров с территории Российской Федерации; поддержании оптимальных соотношений валютного оборота, благоприятных условий для эффективной интеграции российской экономики в международное экономическое пространство; развития отдельных отраслей и производств в соответствии с потребностями рынка, защиты внутреннего российского рынка от недобросовестной конкуренции со стороны иностранных производителей.
В январе-августе 2014 г. в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило 3452,1 млрд. руб. доходов от внешнеэкономической деятельности, которые составили наибольший удельный вес в структуре всех доходов консолидированного бюджета – 20,1 %. Акцизы на ввозимые товары пополнили федеральный бюджет на 43,8 млрд. руб. НДС на ввозимые товары составил 6,3 % в доходах консолидированного бюджета, в федеральный бюджет налог поступил в сумме 1082,4 млрд. руб.[22] Таким образом, таможенная политика в настоящее время оказывает существенное влияние на процессы и результаты формирования и исполнения государственного бюджета.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.