Налогообложение участников внешнеэкономической деятельности в условиях развития единых таможенных зон и территорий

.

Анализ статистических данных в сфере внешнеэкономической деятельности Российской Федерации позволяет определить основные характеристики ее современного состояния и направления перспективного развития. В тексте использованы данные и материалы Федеральной службы государственной статистики, Федеральной таможенной и налоговой служб.
В январе-июле 2014 г. общий объем экспорта из России составил 301,906 млрд. долл. США, объем импорта – 169,195 млрд. долл. США. При этом доля внешнеторгового оборота стран ЕС достигла 49,3 %, стран АТЭС – 26,3 %, стран СНГ – 12,7 %, стран ЕврАзЭс – 6,9 %, стран Таможенного союза – 6,6 %.

Наибольший удельный вес в обороте среди отдельно взятых стран занимает Китай – 11 %. Следует также выделить такие страны-партнеры, как США, Нидерланды, Германия, Италия, Турция, Япония. В структуре импорта из стран дальнего зарубежья преобладает продукция машиностроения – 48,1 %. На долю продукции химической промышленности приходится 17,6 %, продовольственные товары и сырье занимают 12 %, текстильные изделия и обувь – 8 %. Всего же в августе 2014 г. из стран дальнего зарубежья было ввезено продукции на 20,478 млрд. долл. США. За период январь—август 2014 г. было импортировано товаров на сумму 170,176 млрд. долл. США. По сравнению с аналогичным периодом 2013 г. сокращение импорта по всем видам товаров произошло только в группе товаров машиностроения. Общий же объем импорта в Россию в стоимостном выражении за восемь месяцев 2014 г. сократился на 4,4 %.
В товарной структуре экспорта важнейших товаров преобладают ресурсно-сырьевые виды продукции.
В товарной структуре импорта важнейших товаров преобладают продовольственные товары (мясо свежее – 1,3 %, рыба свежая – 0,68 %, напитки алкогольные – 0,92 %, масло сливочное – 0,29 %, цитрусовые – 0,5 % и др.) и нефтепродукты – 0,73 %. На долю импорта таких товаров из стран дальнего зарубежья приходится 88,5 %, на долю импорта из стран СНГ – 11,5 %.

 

Из диаграммы видно, что наметилась достаточно устойчивая тенденция постоянного роста импорта, обгоняющего рост экспорта. Если экспорт в 2012 г. превысил показатель 2004 г. в 3,1 раза, то импорт достиг превышения в 3,6 раза.
Из стран СНГ наибольшие обороты Россия имеет с Беларусью, Украиной и Казахстаном (табл. 11). Снижение доли каждой страны в обороте произошло в первом полугодии 2014 г. на фоне снижения удельного веса стран СНГ в общем внешнеторговом обороте страны по сравнению с первым полугодием 2013 г.
Таким образом, внешнеэкономическая деятельность Российской Федерации характеризуется:
1) сохраняющимся на протяжении длительного периода положительного сальдо торгового баланса, включая оборот инновационных товаров, работ, услуг. Однако, относительно базового периода (2000–2004 гг.) рост импорта происходит быстрее;
2) превышение оборота со странами дальнего зарубежья над оборотом со странами ближнего зарубежья;
3) преобладание в структуре российского экспорта топливно-энергетических товаров, металлов и изделий из них;
4) преобладание в структуре импорта в Российскую Федерацию машин, оборудования, продовольственных товаров;
5) развитие интеграционных процессов на пространстве ЕврАзЭс на принципах единства нормативного и экономического регулирования.
Одной из главных тенденций в сфере международных экономических отношений Российской Федерации, как было отмечено неоднократно ранее, выступает интеграция страны в различные объединения, союзы, создание единых таможенных зон, регулируемых специальным законодательством. Таможенный союз, послуживший базой для формирования Евразийского экономического союза, изначально включал в свой состав Российскую Федерацию, Республику Беларусь, Республику Казахстан. Договором от 6 октября 2007 г. о создании Таможенного союза установлены задачи его деятельности, порядок регулирования экспортно-импортных операций стран-участников, а датой начала его функционирования является 01.01.2010 г. Формирование Таможенного союза в такой форме предусматривает создание единой таможенной территории, в пределах которой не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. В рамках Таможенного союза применяется единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами. Был разработан ряд совместных соглашений, определяющих принципы и порядок регулирования внешнеэкономической деятельности трех стран:
• Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 24.03.2005 «Об основах гармонизации технических регламентов государств – членов Евразийского экономического сообщества»;
• Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «О едином таможенно-тарифном регулировании»;
• Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза»;
• Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе»;
• Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «О единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран»;
• Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «О единых правилах определения страны происхождения товаров»;
• Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «О вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран»;
• Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «О ведении таможенной статистики внешней и взаимной торговли товарами таможенного союза»;
• Протокол от 11.12.2009 г. «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе»;
• «Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные
преференции» (утв. Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 N 18, Решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 130);
• Решение Комиссии Таможенного Союза ЕврАзЭС от 27.01.2010 г. № 169 «О предоставлении тарифных льгот по уплате ввозных таможенных пошлин хозяйствующим субъектам, осуществляющим производство моторных транспортных средств»;
• «Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции» (утв. Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 N 18, Решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 130).
Отдельные из указанных документов (около 70 документов и соглашений утратят силу) прекратят свое действие с вступлением в силу договора о создании Евразийского экономического союза, который станет новой международной организацией с правосубъектным статусом[37]. В новых условиях будет применяться единый таможенный тариф и единая Товарная номенклатура Евразийского экономического союза, применяться принципы гармонизации интересов стран, экономической политики и законодательства. В состав органов управления объединением входит также Суд Евразийского экономического союза. Финансовой основой деятельности Союза будет бюджет, сформированный за счет взносов стран-участниц в российских рублях. Комиссия по вопросам таможенно-тарифного регулирования – орган, уполномоченный на установление ставок таможенных пошлин, льгот и преференций, ведение Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Союза. Отметим, что базовый инструментарий регулирования внешнеэкономической деятельности, применяемый на территории Таможенного союза, практически полностью сохранится и в рамках Евразийского экономического союза.
Страна-экспортер, включенная в Таможенный союз, применяет ставку 0 % и освобождается от уплаты акцизов. При импорте исчисление косвенных налогов производится налоговыми органами страны-импортера по ставкам, не превышающим ставки косвенных налогов в отношении товаров внутреннего производства. В Соглашении между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 г. «О вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран» указано, что в случаях вывоза товаров в страны, не являющиеся членами союза, применяются вывозные таможенные пошлины, ставки которых утверждаются Комиссией таможенного союза. При этом участники союза должны стремиться к унификации перечня товаров и ставок вывозных таможенных пошлин.
Под единым таможенным тарифом понимается свод ставок ввозных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию из третьих стран, систематизированным в соответствии с Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. В отношении ввозимых на территорию Таможенного союза товаров могут устанавливаться тарифные льготы, например, при ввозе товаров под таможенным контролем, в рамках международного сотрудничества стран-членов таможенного союза в области исследования и использования космического пространства и др. Комиссия Таможенного союза определяет также перечень стран-пользователей единой системы тарифных преференций в целях содействия экономическому росту развивающихся стран.
Наднациональным органом управления деятельностью Таможенного союза была признана Комиссия Таможенного Союза, на которую возложены функции по изменению ставок ввозных таможенных пошлин; ведению товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности; установлению тарифных льгот и тарифных квот; определению системы тарифных преференций; введению нетарифных мер регулирования.
Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 г. № 18, Решением Комиссии Таможенного Союза ЕврАзЭС от 27.11.2009 г. № 130 установлен перечень товаров, в отношении которых государствами-участниками Таможенного союза применяются пониженные ставки таможенного тарифа. К таким товарам отнесены мясо, рыба, молочные продукты, рис; руды, зола, каучук; шелк и др. (если они ввезены из развивающихся стран и наименее развитых стран).
На территории Таможенного союза возможно установление адресных преференций. Примером может послужить Решение Комиссии Таможенного Союза ЕврАзЭС от 27.01.2010 г. № 169[38], включающее перечень следующих хозяйствующих субъектов: СП ЗАО «ЮНИСОН» (поселок Обчак, Минская область), ОАО «Азия Авто» (автосборочный завод в г. Усть-Каменогорск), ОАО «ИжАвто» (г. Ижевск), ОАО «СОЛЛЕРС-Набережные Челны» (г. Набережные Челны), ОАО «Автофрамос» (г. Москва), ООО "Автомобильный завод «ГАЗ» (г. Нижний Новгород), ОАО «Джи Эм – АВТОВАЗ» (г. Тольятти), ООО «Фольксваген Груп Рус» (г. Калуга), ООО «Дженерал Моторз Авто» (г. Санкт-Петербург), ООО «Ниссан Мотор Рус» (пос. Каменка Ленинградской области), ООО «Северстальавто-ЕЛАБУГА» (г. Елабуга, Республика Татарстан), ООО «Тойота Мотор Мануфэкчуринг Россия» (пос. Шушары Ленинградской области), ОАО «АвтоВАЗ» (г. Тольятти) и др. Указанные хозяйствующие субъекты были освобождены от уплаты ввозных таможенных пошлин.
В ходе рабочей встречи членов Комиссии Таможенного Союза, прошедшей 25.03.2010 г., было принято решение о создании экспертной группы «Валютное регулирование и валютный контроль», подготовке международного соглашения по вопросам движения денежных средств и инструментов через границу таможенного союза. Цель создания единого экономического пространства состоит в том, что в его пределах не должно быть ограничений на перемещение не только товаров, но и капитала, рабочей силы.
Налоговое законодательство в части норм, регулирующих налогообложение внешнеэкономической деятельности, не статично, оно претерпевает изменения в связи с развитием экономических отношений. С 01.07.2014 обязанность по уплате авансового платежа по акцизам возлагается на производителей алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции, если при производстве использован этиловый спирт-сырец, ввозимый с территории стран-членов Таможенного союза. До введения этой нормы аванс необходимо было уплачивать только в том случае, когда в качестве сырья применялась продукция, произведенная на территории России. День, когда ввезенный спирт-сырец приходуется покупателем в учете, признается датой его ввоза в Российскую Федерацию (абз. 4 п. 8 ст. 194 НК РФ). Авансовый платеж необходимо рассчитать на основе ввозимого объема спирта-сырца и ставки акциза. Однако, на практике фактически ввезенный объем сырья может отличаться от ранее заявленного. В этом случае (п. 21 ст. 204 НК РФ) покупатель должен представить в налоговую инспекцию документы, подтверждающие объем ввезенного спирта-сырца; заявление об аннулировании первого извещения; уточненную налоговую декларацию, где показана скорректированная сумма налога; новое извещение об уплате налога; экземпляр первичного извещения. Если фактический объем сырья больше заявленного ранее, покупатель должен доплатить сумму акциза. В обратном случае он может претендовать на зачет или возврат излишне уплаченной суммы налога.
Федеральный закон от 02.11.2013 № 306-ФЗ внес ряд уточнений в налогообложение доходов иностранных организаций от источников в Российской Федерации. В частности, налогом на прибыль облагаются доходы, полученные при реализации инвестиционных паев закрытых ПИФов (если они являются фондами недвижимости, рентными фондами). При определении налоговой базы по налогу на прибыль, включающей такие доходы, а также при получении доходов от реализации недвижимости на территории Российской Федерации, акций российских организаций (если более 50 % их активов – это недвижимость на территории Российской Федерации) доходы могут быть уменьшены на сумму расходов по ст. 268 НК РФ (например, на остаточную стоимость реализованного имущества) и ст. 280 НК РФ (расходы при осуществлении операций с ценными бумагами).
Правительственная комиссия по экономическому развитию и интеграции[39] предпринимает ряд мер по регулированию внешнеэкономической деятельности России в условиях вступления в ВТО. Принятое Постановление Правительства Российской Федерации от 25.07.2014 № 705 снижает ставки вывозных таможенных пошлин по совокупности товаров, объединяющих 210 подсубпозиций Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза. В перечень товаров вошли морепродукты, древесина и изделия из нее, отходы и лом черных металлов и т. д. В целом же, комиссия создана в целях содействия защите внутреннего рынка в случаях дискриминационных действий со стороны других стран, развития экономической интеграции России с зарубежными странами, обеспечения членства в ВТО и ОЭСР, выработки мер нетарифного регулирования ВЭД.
Направления налоговой политики на 2015–2017 гг. предусматривают введение статуса налогового резидента для юридических лиц[40]. С точки зрения органов власти, это позволит создать более определенную основу для ведения внешнеэкономической деятельности как российскими компаниями, так и иностранными. Планируется также введение механизма наблюдения за доходами контролируемых иностранных компаний. Это потребует введения понятия «иностранная контролируемая компания», обязанностей для налоговых резидентов Российской Федерации представлять в налоговые инспекции информацию об участии в иностранной организации, получении части ее прибыли. Позитивной мерой в борьбе с уклонением от налогообложения для Российской Федерации является перспектива присоединения к Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам, межправительственным соглашениям об обмене налоговой информацией с офшорными территориями. Благодаря включению России в процесс международного налогового контроля появится возможность проводить совместно с иностранными органами налогового контроля проверки предпринимательской деятельности организаций. В более глубокой проработке нуждаются вопросы взыскания недоимок при налогообложении доходов иностранных организаций, не имеющих постоянного представительства в России, но получающих доходы на ее территории. Повышение конкурентоспособности российской экономики с точки зрения условий налогообложения для ведения бизнеса необходимо достигать с помощью сокращения затрат времени на подготовку налоговой отчетности, улучшения информационного обмена между органами контроля и налогоплательщиками, развития института налогового консультирования и введения в действие законодательных норм регулирования его деятельности. В свете создания Евразийского экономического союза (ЕАЭС) будет осуществляться переход к единым нормам налогообложения доходов работающих по трудовым договорам граждан государств-членов ЕАЭС.
Одной из составляющих компонент конкурентной политики Российской Федерации[41] является налоговая политика, которая должна способствовать формированию статуса государства как инвестиционнопривлекательного партнера в системе международных экономических отношений. Показатель налогового бремени играет значительную роль при выборе страны – партнера во внешнеэкономической деятельности. В настоящее время Россия по уровню налогового бремени (без учета издержек на налоговое администрирование) сопоставима с европейскими странами. Вместе с тем, затраты на налоговое администрирование повышают общую налоговую нагрузку каждого налогоплательщика, что создает предпосылки для нелегального ее снижения и т. д. В связи с этим можно рассмотреть ряд рекомендаций по совершенствованию налоговой системы в целях стимулирования внешнеэкономической деятельности:
• облегчение налогового бремени с учетом задач бюджетной политики;
• упрощение процедуры представления налоговой отчетности организациями;
• применение различных форм поощрения организаций, применяющих технологии энергосбережения и использующих экологически безопасные технологии;
• сокращение сроков возмещения НДС для организаций, регулярно исполняющих обязанности налогоплательщика.
Оценки уровня налогового бремени на российскую экономику по данным за 2012 г. отражают ее сопоставимость с аналогичным показателем в европейских странах. По методике ОЭСР налоговое бремя России достигало 34,99 %, в соответствии с подходом МВФ – 37,03 %. Однако, без учета нефтегазового сектора этот показатель не достигает 25 %[42]. В налоговой политике на среднесрочную перспективу не предусмотрен рост налогового бремени. Планируется также контролировать выпадающие налоговые доходы, возникающие в связи с предоставленными налоговыми льготами.
В целом, направления налоговой политики, применение методов тарифного и нетарифного регулирования должны способствовать повышению конкурентоспособности продукции отечественных производителей на внутреннем и внешнем рынках, инвестиционной привлекательности организаций и отраслей, интеграции Российской Федерации в мировое экономическое пространство.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.