Налоги в системе таможенных платежей

купить памятник могилу фото . Высококлассные светильники уличные отыщете Вы там. .

Согласно таможенному законодательству, под налогами во внешнеэкономической деятельности понимаются налог на добавленную стоимость и акциз, взимаемые таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу образованного Таможенного союза в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и таможенными правилами. В состав таможенных платежей также включаются таможенные пошлины (ввозные и вывозные) и сборы. Таможенный сбор – это платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением, сопровождением товаров. Сборы устанавливаются законодательством стран-членов Таможенного союза.


Таможенная пошлина может быть исчислена одним из трех методов в зависимости от вида ставки пошлины. Различают адвалорные, специфические, комбинированные ставки таможенных пошлин. Если при осуществлении внешнеэкономических сделок с товаром применяется адвалорная ставка, расчет таможенной пошлины следует провести по формуле:

ТП = ТС × Стпа, (1)

где ТП – таможенная пошлина, исчисленная по адвалорным ставкам; ТС – таможенная стоимость товара по сделке;
Стпа – адвалорная ставка таможенной пошлины, в долях. Специфическая ставка таможенной пошлины устанавливается на единицу физического объема товара или его количества:

ТП = Кт × Стпс, (2)

где Кт – количество товара в единицах физического объема;
Стпс – специфическая ставка таможенной пошлины в стоимостном выражении на единицу товара.
Применение комбинированных ставок таможенных пошлин предполагает сравнение рассчитанных сумм пошлины по адвалорной и специфической ставкам. Из двух полученных сумм уплачивается наибольшая.
Федеральный закон от 08.12.2003 г. № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» предусматривает применение защитных, антидемпинговых и компенсационных пошлин. Специальная пошлина применяется при импорте товаров, если по результатам расследования установлено, что такой импорт причиняет серьезный ущерб отрасли народного хозяйства или создает угрозу для серьезного ущерба. Предварительная специальная пошлина вводится на импорт товаров, если в отрасли складывается критическая ситуация. Срок ее действия не может превышать двухсот дней. Правительство России также может предусмотреть введение специальной защитной меры в форме квоты. Объем квоты не может быть ниже среднегодового объема импорта товара в предшествующем периоде, ставшего объектом расследования. В общем случае срок действия защитной меры не должен превышать четырех лет. Совокупный срок применения предварительной специальной пошлины и защитной меры с учетом ее продления не должен превышать восьми лет.
В отношении демпингового импорта применяется антидемпинговая пошлина. Товар признается демпинговым, если его экспортная цена ниже сопоставимой цены аналогичного товара, складывающейся при обычном ходе торговли таким аналогичным товаром на рынке иностранного государства, из которого экспортируется данный товар. Предварительная демпинговая пошлина вводится по результатам расследования не ране, чем через шестьдесят дней после начала расследования. При установлении антидемпинговой пошлины необходимо проводить оценку демпинговой маржи, которая определяется в ходе сопоставления средневзвешенной нормальной стоимости товара со средневзвешенными ценами сопоставимых экспортируемых товаров. От соотношения маржи и пошлины зависит срок действия предварительной пошлины: четыре месяца (если ставка предварительной антидемпинговой пошлины и демпинговой маржи равны) и шесть месяцев (если ставка предварительной пошлины меньше размера демпинговой маржи). Оба срока могут быть продлены по просьбам экспортеров: в первом случае до шести месяцев, во втором случае – до девяти месяцев, если доля экспортеров в объеме демпингового импорта составляет не менее 80 %.
Компенсационная мера заключается в установлении предварительной компенсационной пошлины на срок до четырех месяцев. Она вводится не ранее, чем через шестьдесят дней со дня начала расследований. Размер пошлины определяется размером предварительно рассчитанной субсидии. Вместе с тем, ставка пошлины может быть и меньше размера субсидии, если такая ставка достаточна для компенсации ущерба, причиненного российской экономике субсидируемым импортом. Компенсационная мера по законодательству действует пять лет.
Таможенные пошлины, налоги не уплачиваются в следующих случаях:
• принятая декларантом таможенная процедура предусматривает освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов
• при ввозе товаров одному получателю от одного отправителя, если таможенная стоимость поставки не превышает 200 евро по курсу страны-получателя товара
• при перемещении товаров для личного пользования
• если освобождение от пошлин и налогов предусмотрено международными договорами стран-членов Таможенного союза, иным законодательством.
Обязанность по уплате таможенных пошлин и налогов прекращается в случаях:
• для процедур выпуска для внутреннего потребления применяется льгота по уплате таможенных платежей
• иностранные товары уничтожены вследствие аварии или действия факторов непреодолимой силы
• если сумма неуплаченных таможенных пошлин и налогов не превышает 5 евро
• товары помещены под таможенную процедуру отказа в пользу государства
• обращение взыскания на товары, в том числе, за счет стоимости товара
• если задолженность признана безнадежной к взысканию.
При незаконном ввозе или вывозе товаров с территории Таможенного союза обязанность по уплате таможенных пошлин и налогов также возникает. При этом сроком их уплаты является дата пересечения товарами таможенной границы или день выявления факта их незаконного движения. Порядок зачисления и распределения таможенных платежей между членами Таможенного союза закреплен соответствующими соглашениями[25].
Таможенным законодательством предусмотрены авансовые платежи вывозных таможенных пошлин, налогов и сборов, а также льготы в системе таможенных платежей, к которым относятся тарифные преференции, тарифные льготы, льготы по уплате таможенных сборов и налогов.
Применение таможенных процедур также отражается на особенностях налогообложения внешнеэкономической деятельности.
Порядок исчисления и уплаты НДС при осуществлении операций ввоза и вывоза через таможенную территорию Российской Федерации существенно отличается. Для ввозимых товаров налоговая база по НДС определяется как сумма (ст. 160 Налогового кодекса Российской Федерации):
1) таможенной стоимости этих товаров;
2) подлежащей уплате таможенной пошлины;
3) подлежащих уплате акцизов (по подакцизным товарам).
Налоговую базу следует рассчитывать отдельно по каждой группе товаров одного наименования, вида и марки.
Налоговую базу по НДС следует увеличить на некоторые суммы, имевшие место для случаев ввоза:
• финансовая помощь, полученная при реализации товара или на пополнение фонда специального назначения;
• полученные проценты или дисконты по облигациям и векселям, которыми был произведен расчет за товары;
• полученные по договорам страхования риска неисполнения обязательств оп договору суммы возмещений.
Ввоз товаров, помещенных под режим свободной таможенной зоны, на территорию Российской Федерации вне такой зоны, а также передача таких товаров в свободной экономической зоне лицам, не являющимся резидентами свободной экономической зоны, облагается НДС. В данном случае налоговая база по НДС включает таможенную стоимость товаров, таможенную пошлину и акцизы.
Особенностью применения ставки 0 % по НДС при вывозе товаров за пределы Таможенного союза или вывозе припасов с территории Российской Федерации является необходимость подтверждения права на применение этой ставки. При вывозе товаров в таможенном режиме экспорта, свободной таможенной зоны, а также при вывозе припасов в соответствующем таможенном режиме в налоговые органы необходимо представить:
1) контракт (копия контракта) российской организации с иностранным лицом на поставку товара (припасов);
2) таможенную декларацию (ее копию) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров, а также таможенного органа с места убытия товара из России;
3) копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками таможенных органов с мест убытия, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации.
По согласованию с органом, уполномоченным в области таможенного дела, налогоплательщик может предоставлять реестр таможенных деклараций с отметкой таможенного органа России вместо таможенной декларации. При вывозе товаров с привлечением к сделке комиссионера, агента необходимо представить перечисленные выше документы, а также договор комиссии или агентский договор, контракт (копию контракта) агента с иностранным лицом на поставку товара.
При вывозе товаров через морские порты в режиме экспорта в налоговый орган необходимо представить:
• копию поручения на отгрузку экспортируемых грузов с указанием порта разгрузки с отметкой «Погрузка разрешена» пограничной таможни Российской Федерации;
• копию коносамента, морской накладной или любого иного подтверждающего факт приема к перевозке экспортируемого товара документа. В графе «Порт разгрузки» такого документа должно быть указано место, находящееся за пределами территории Российской Федерации.
Если товар вывозится из Российской Федерации воздушным транспортом, возникает обязанность направления в налоговые органы копии международной авиационной грузовой накладной с указанием аэропорта разгрузки.
При вывозе товаров из Российской Федерации через комиссионера, поверенного или агента по договору комиссии, договору поручения либо агентскому договору налогоплательщик должен представить:
1) договор комиссии, договор поручения либо агентский договор (копии договоров) налогоплательщика с комиссионером, поверенным или агентом;
2) контракт (копия контракта) лица, осуществляющего поставку товаров, с иностранным лицом на поставку товаров (припасов) за пределы таможенной территории Таможенного союза и припасов за пределы Российской Федерации;
3) таможенную декларацию (ее копию) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров, а также таможенного органа с места убытия товара из России;
4) копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками таможенных органов с мест убытия, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации.
Вывоз товаров в счет предоставления кредитов иностранным государствам предполагает оформление и представление следующих документов:
1) копия соглашения между Правительством Российской Федерации и правительством соответствующего иностранного государства о предоставлении государственных кредитов;
2) копия соглашения между Министерством финансов Российской Федерации и налогоплательщиком о финансировании поставок товаров в счет предоставления государственных кредитов иностранным государствам;
3) таможенную декларацию (ее копию) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров, а также таможенного органа с места убытия товара из России;
4) копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками таможенных органов с мест убытия, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации.
При выполнении работ организациями внутреннего водного транспорта, связанных с вывозом товаров в режиме экспорта, в налоговые органы необходимо представить:
• контракт (копию контракта) налогоплательщика с иностранным или российским лицом на выполнение указанных работ (оказание указанных услуг);
• копии транспортных, товаросопроводительных или иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации.
При этом, при движении товара в пределах территории России из пункта отправления до пункта выгрузки необходимо оформлять следующие документы и предъявлять в налоговые инспекции:
• копию поручения на отгрузку товаров с отметкой «Погрузка разрешена» российского таможенного органа на речное судно;
• копию коносамента, морской накладной или любого иного документа речного судна, подтверждающего факт приема товара к перевозке, в котором в графе «Порт разгрузки» указано место перевалки (выгрузки), находящееся на территории Российской Федерации;
• копию поручения на отгрузку товаров морского судна, в которое производилась перевалка (погрузка) груза, с отметкой «Погрузка разрешена» российского таможенного органа, производившего таможенное оформление вывоза товаров в таможенной процедуре экспорта, с приложением перечня транспортных средств (речных судов), доставивших груз;
• копию коносамента, морской накладной или любого иного документа морского судна, подтверждающего факт приема товара к перевозке, в котором в графе «Порт разгрузки» указано место, находящееся за пределами территории Российской Федерации.
Налоговым кодексом Российской Федерации также предусмотрены документы, которые необходимы для подтверждения права на применение ставки 0 % по НДС при вывозе товаров в зарубежные государства в следующих случаях:
• оказание услуг российскими перевозчиками по перевозке экспортируемых товаров в системе железнодорожного транспорта;
• оказание услуг по перевозке пассажиров и багажа в пункты, находящиеся за пределами Российской Федерации;
• вывоз товаров в области космической деятельности; драгоценных металлов организациями, осуществляющими их добычу и производство из лома отходов, содержащих примеси драгоценных металлов и др.
Необходимые документы должны быть представлены в течение 180 дней с даты выпуска товаров таможенными органами в режимах экспорта, свободной таможенной зоны, перемещения припасов. Если предметом экспорта являются работы или услуги, истечение 180 дней начинается с даты оформления транспортных, товаросопроводительных документов с указанием порта назначения. При нарушении обозначенного срока ставка 0 % по НДС к внешнеэкономической сделке не может быть применена. Однако, если впоследствии налогоплательщик подтвердит свое право на ставку 0 %, будет осуществлен возврат ранее уплаченных средств. Необходимо подчеркнуть, что вместе с установленными документами в налоговые органы представляется налоговая декларация (п. 9 ст. 165 Налогового кодекса Российской Федерации).
От НДС освобожден ввоз на территорию Российской Федерации следующих товаров и ценностей (ст. 150 Налогового кодекса Российской Федерации):
1) товаров, ввозимых в качестве безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации согласно подзаконному акту Правительства РФ
2) материалов для изготовления иммунобиологических лекарственных препаратов для диагностики, профилактики и (или) лечения инфекционных заболеваний (в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации);
3) культурных ценностей, приобретенных государственными или муниципальными учреждениями, культурных ценностей, полученных в дар государственными и муниципальными учреждениями культуры, государственными и муниципальными архивами, а также культурных ценностей, передаваемых в качестве дара учреждениям, отнесенным к особо ценным объектам культурного и национального наследия народов Российской Федерации;
4) всех видов печатных изданий, получаемых государственными и муниципальными библиотеками и музеями по международному книгообмену, а также произведений кинематографии, ввозимых специализированными государственными организациями в целях осуществления международных некоммерческих обменов;
5) товаров, произведенных в результате хозяйственной деятельности российских организаций на земельных участках, являющихся территорией иностранного государства с правом землепользования Российской Федерации на основании международного договора;
6) технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации;
7) необработанных природных алмазов;
8) товаров, предназначенных для официального пользования иностранных дипломатических и приравненных к ним представительств, а также для личного пользования дипломатического и административно-технического персонала этих представительств, включая членов их семей, проживающих вместе с ними;
9) валюты Российской Федерации и иностранной валюты, банкнот, являющихся законными средствами платежа (за исключением предназначенных для коллекционирования), а также ценных бумаг – акций, облигаций, сертификатов, векселей;
10) продукции морского промысла, выловленной и (или) переработанной рыбопромышленными предприятиями (организациями) Российской Федерации;
11) других.
Порядок применения норм в отношении НДС зависит от таможенной процедуры, под которую помещены товары (табл. 2). Налоговый кодекс Российской Федерации (в частности, ст. 151) дополняет в данном случае таможенное законодательство в части регулирования порядка взимания налогов при перемещении товаров за пределы страны.
Международным договором, участником которого является Российская Федерация, может быть предусмотрена отмена таможенного контроля и таможенного оформления перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации товаров. В этом случае взимание налога производится налоговыми органами в соответствии с нормами ст. 152 Налогового кодекса Российской Федерации. Объектом налогообложения в этом случае признается стоимость приобретенных товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, включая затраты на их доставку до границы Российской Федерации. НДС уплачивается одновременно с оплатой стоимости товаров, но не позднее 15 календарных дней после принятия на учет товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации.
Налоговая база по НДС в случае ввоза товаров на территорию России определяется как сумма таможенной стоимости, таможенной пошлины и акцизов (по подакцизным товарам). Если на территорию России ввезены продукты переработки товаров, ранее помещенных под процедуру переработки вне таможенной территории страны, то налоговая база будет определяться как стоимость такой переработки. В случаях ввоза товаров, помещенных под процедуру свободной таможенной зоны, на остальную территорию России или при их передаче лицам, не являющимся резидентами такой зоны, налоговая база рассчитывается исходя из величин таможенной стоимости, таможенной пошлины с учетом правил таможенного законодательства.
При исчислении и уплате НДС предусмотрен механизм применения налоговых вычетов (ст. 171 Налогового кодекса Российской Федерации). Организации при ввозе товаров на территорию Российской Федерации под процедурами выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза, переработки вне таможенной территории, переработки для внутреннего потребления имеют право на вычет НДС, уплаченный при приобретении товаров. Налоговые агенты пользуются аналогичными правами. Иностранные лица, не состоящее на учете в российских налоговых органах, могут воспользоваться вычетом по НДС в случае приобретения или ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации для ведения своей деятельности. Однако, для вычета иностранное лицо должно встать на учет в налоговом органе в России. Вычетам подлежат суммы НДС при частичной оплате поставки товаров. Вычет по НДС возможен в тех случаях, когда при ввозе товаров в Российскую Федерацию они приняты на учет и оформлены соответствующие первичные документы по операции.
Если на таможенную территорию Российской Федерации ввезены основные средства, оборудование к установке, нематериальные активы, применение вычета по НДС осуществляется после принятия этого имущества к учету (ст. 172 Налогового кодекса Российской Федерации). Учет товаров и имущественных прав ведется в национальной валюте, в связи с чем их стоимость пересчитывается по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату принятия ценностей к учету. Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, рассчитывается как разница между начисленным, восстановленным НДС и суммой налоговых вычетов по НДС. При превышении НДС, подлежащего к вычету, над начисленным НДС налогоплательщику необходимо возместить из бюджета сложившуюся сумму превышения по НДС.
Согласно п. 2 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации, при ввозе товаров на таможенную территорию России НДС может исчисляться по ставке 10 %. Ставка НДС 10 % распространяется на отдельные категории товаров:
1) продовольственные товары (мясо и мясопродукты, молоко и молокопродукты, яйца и яйцепродукты, масло растительное, маргарин, сахар, соль, зерно, хлеб и хлебобулочные изделия, крупы, макаронные изделия и др.);
2) товары для детей (трикотажные изделия для новорожденных и детей ясельной, дошкольной, младшей и старшей школьной возрастных групп, включая верхние трикотажные изделия, бельевые трикотажные изделия, чулочно-носочные изделия, прочие трикотажные изделия: перчатки, варежки, головные уборы; швейные изделия, в том числе изделия из натуральных овчины и кролика (включая изделия из натуральных овчины и кролика с кожаными вставками) для новорожденных и детей ясельной, дошкольной, младшей и старшей школьных возрастных групп; верхняя одежда (в том числе плательной и костюмной группы), нательное белье, головные уборы; кровати детские; матрацы детские; коляски; тетради школьные; игрушки; пластилин; пеналы; счетные палочки и пр.);
3) периодические печатные издания, за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера; книжная продукция, связанная с образованием, наукой и культурой, за исключением книжной продукции рекламного и эротического характера;
4) медицинские товары отечественного и зарубежного производства: лекарственные средства, включая лекарственные средства, предназначенные для проведения клинических исследований, лекарственные субстанции, в том числе внутриаптечного изготовления.
Особенности взимания акцизов при перемещении товаров через таможенную территорию Российской Федерации установлены ст. 184, 185, 186, 186.1, 191 Налогового кодекса Российской Федерации.
В составе общих норм пп. 3 п. 1 ст. 179 Налогового кодекса Российской Федерации в качестве налогоплательщиков акцизов признаются лица, осуществляющие перемещение товаров через границу Таможенного союза. Согласно пп. 13 п. 1 ст. 182 Кодекса, объектом налогообложения акцизами выступает ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Ст. 184 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает случаи освобождения от уплаты акцизов при реализации подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации. Акцизы не уплачиваются при вывозе товаров в режиме экспорта, а также вывозе товаров в портовую особую экономическую зону. Для получения освобождения от уплаты акциза налогоплательщик должен представить в налоговый орган банковскую гарантию. Она является обеспечением уплаты налога в случаях, если налогоплательщик не представит документы, подтверждающие право на освобождение от уплаты акциза при вывозе товаров. Налоговый орган обязан уведомить банк об уплате налога или подтверждении права на освобождение от уплаты акциза.
Ст. 185 Налогового кодекса Российской Федерации определяет особенности налогообложения при перемещении подакцизных товаров через таможенную границу Таможенного союза в случаях помещения их под различные таможенные процедуры (табл. 3).
Ст. 186 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает особенности взимания акциза по подакцизным товарам Таможенного союза при их перемещении между странами-членами Таможенного союза. При их ввозе взимание акцизов является функцией налоговых органов Российской Федерации. При вывозе возникающее право на освобождение от уплаты акцизов устанавливается Правительством Российской Федерации и согласуется международными договорами между участниками Таможенного союза.
Согласно договору о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, для товаров, прошедших зону таможенного контроля и все необходимые процедуры, отменены таможенный контроль и таможенное оформление при дальнейшем движении по территории Таможенного союза.
Правила определения налоговой базы при ввозе подакцизных товаров на территорию Российской Федерации установлены ст. 191 НК РФ. В зависимости от вида применяемой ставки акциза осуществляется расчет налоговой базы (рис. 4).
Помимо отраженных на рис. 4, при применении адвалорных (в процентах) налоговых ставок налоговая база по акцизам определяется как стоимость переданных подакцизных товаров, исчисленная исходя из средних цен реализации, действовавших в предыдущем налоговом периоде, а при их отсутствии исходя из рыночных цен без учета акциза, налога на добавленную стоимость (пп. 3 п. 2 ст. 187 Налогового кодекса Российской Федерации).
Если в составе ввозимых товаров есть товары, подвергшиеся переработки вне таможенной территории России, налоговая база по ним определяется в зависимости от ставки таможенной пошлины (адвалорная, твердая, комбинированная).
При реализации конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров, подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность, налоговая база для исчисления акцизов определяется как объем товаров в натуральном выражении или как стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду подакцизного товара. При определении налоговой базы выручка налогоплательщика, полученная в иностранной валюте, пересчитывается в валюту Российской Федерации по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на дату реализации подакцизных товаров.
Налоговые ставки по акцизам предусмотрены ст. 193 Налогового кодекса Российской Федерации. Ставки дифференцированы по видам подакцизных товаров и периодам действия ставок. В приложении 2 приведены отдельные ставки акцизов в соответствии с налоговым законодательством.
Таможенные сборы взимаются на основании ст. 72 Таможенного кодекса Таможенного союза. Их размер должен быть сопоставим с суммой затрат таможенных органов на совершение контрольных действий с перевозимым товаром. Размер сборов устанавливается законодательством каждого из государств-членов Таможенного союза. Так, в России этот вопрос регулируется Федеральным законом от 27.11.2010 № 311-ФЗ[26]. Сборы, согласно ст. 123, включают:
1) таможенные сборы за таможенное оформление;
2) таможенные сборы за таможенное сопровождение;
3) таможенные сборы за хранение (на складе временного хранения).
Таможенные сборы уплачиваются, как правило, либо одновременно
с подачей таможенной декларации, либо до совершения необходимых действий на таможенной границе. В частности, таможенные сборы за таможенное сопровождение должны быть уплачены до начала фактического осуществления таможенного сопровождения. При уплате сборов средства плательщиков перечисляются на счет Федерального казначейства. В ст. 131 упомянутого ранее закона предусмотрены товары и операции, в отношении которых сборы не взимаются. Например, таможенные сборы не уплачиваются за таможенное оформление культурных ценностей, помещаемых под таможенный режим временного ввоза или таможенный режим временного вывоза государственными или муниципальными музеями, архивами, библиотеками; наличной валюты стран-членов Таможенного союза, ввозимой или вывозимой центральными банками стран, за исключением памятных монет; товаров, ввозимых на территорию Калининградской области и помещаемых под процедуру свободной таможенной зоны и др.
Ставки таможенных сборов определяются ст. 130 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ и Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 г. № 863[27].
В целом за таможенное оформление сумма таможенного сбора не может быть более 100 000 руб. Кроме того, если таможенная декларация подается в электронной форме, ставки сборов снижаются до величины, равной 75 % от установленных размеров.
Если вывозятся товары, не облагаемые вывозными таможенными пошлинами, размер таможенного сбора уплачивается в сумме 1000 руб. (при любой таможенной процедуре и стоимости товара). При этом необходимо, чтобы в декларации были указаны только не облагаемые пошлинами при вывозе товары. При таможенном оформлении ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации и вывозимых с таможенной территории Российской Федерации ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте, таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются в размере 500 рублей в отношении партии ценных бумаг, оформленных по одной таможенной декларации.

Таможенные сборы за таможенное хранение уплачиваются в размере 1 руб. за каждые 100 кг веса в день. Для специально оборудованных помещений при хранении отдельных видов товаров ставка увеличивается до 2 руб. в день.
Таможенный кодекс Таможенного союза включает положения по определению объекта обложениями таможенными пошлинами, налогами, устанавливает порядок их исчисления и уплаты. Предусмотрен также порядок изменения срока уплаты пошлин и налогов, исчисления авансовых платежей, обеспечения уплаты и взыскания таможенных платежей, возврата излишне уплаченных или излишне взысканных пошлин и налогов. Обязанности плательщиков таможенных пошлин, налогов в связи с перемещением товаров через таможенную границу возлагаются на декларантов или иных лиц, которые должны уплатить соответствующие пошлины и налоги.
Сроки уплаты таможенных пошлин и налогов, указанные в ст. 82 Таможенного кодекса Таможенного союза, зависят от ряда условий ввоза и вывоза товаров и, прежде всего, от выбранной таможенной процедуры. В общем случае при ввозе товаров возникновение обязанности по уплате пошлин и налогов происходит в момент пересечения товарами таможенной границы. Сроки уплаты пошлин и налогов определяются законодательством стран-членов Таможенного союза, а также международными договорами. При помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления обязанность по уплате пошлин и налогов возникает с момента регистрации таможенной декларации уполномоченным органом. Уплатить пошлины и налоги необходимо до выпуска товаров на территорию единого пространства в соответствии с принятой таможенной процедурой. Аналогичные правила действуют в отношении товаров, вывозимых под процедурой экспорта.
В случаях помещения товаров под процедуру переработки для внутреннего потребления таможенные пошлины и налоги не уплачиваются, пока товары находятся на стадии переработки. К продуктам переработки затем применяется процедура выпуска для внутреннего потребления с уплатой ввозных пошлин и налогов.
Участник внешнеэкономических операций может получить отсрочку или рассрочку по уплате таможенных пошлин и налогов при наличии ряда оснований[28]:
• причинение этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
• задержка этому лицу финансирования из федерального бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа;
• товары, перемещаемые через таможенную границу, являются товарами, подвергающимися быстрой порче;
• осуществление лицом поставок на основании международных договоров;
• осуществление ввоза товаров, в том числе сырья, материалов, технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, для их использования в промышленной переработке.
Отсрочка и рассрочка представляются по заявлению плательщика, в котором необходимо указать, помимо прочих данных, срок и график погашения суммы таможенной пошлины. Решение о возможности применения отсрочки или рассрочки сообщается заявителю в письменной форме в течение 10 рабочих дней.
Однако, есть случаи, когда отсрочка или рассрочка невозможны: в отношении претендующего на изменение сроков уплаты пошлин и налогов лица возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушениями таможенного законодательства Российской Федерации; возбуждена процедура банкротства.
Отсрочка или рассрочка уплаты таможенных пошлин предоставляется на срок до шести месяцев. Отсрочка и рассрочка распространяются на один или все виды таможенных пошлин в их полном или частичном размере. Более облегченные условия уплаты пошлин являются платными. Декларанты должны уплатить проценты, рассчитанные на размер таможенной пошлины в соответствии с законодательством страны-члена Таможенного союза.
В Таможенном кодексе раскрыты случаи предоставления обеспечения уплаты таможенных платежей:
1) перевозка товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита;
2) изменение сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, если это предусмотрено международными договорами и (или) законодательством государств – членов таможенного союза;
3) помещение товаров под таможенную процедуру переработки товаров вне таможенной территории;
4) выпуск товаров в условиях, когда требуется проведение их экспертизы, анализ образцов и т. д.;
5) иные случаи, предусмотренные законодательством государств – членов таможенного союза, международными договорами.
В качестве способов обеспечения уплаты таможенных платежей определены: залог товаров и иного имущества; банковская гарантия; перечисление денежных средств; поручительство. Способ обеспечения выбирается плательщиком. Размер обеспечения зависит от суммы таможенных платежей, процентов, подлежащих уплате при выпуске товаров для свободного обращения или их вывозе в соответствии с таможенным режимом экспорта.
Взыскание таможенных платежей и налогов осуществляется таможенными органами при неуплате или неполной их уплате в установленные сроки хозяйствующим субъектом (глава 18 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ). До применения мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов таможенный орган выставляет лицу, ответственному за их уплату, требование об уплате таможенных платежей.
Меры принудительного взыскания таможенных платежей не применяются в следующих случаях (п. 5 ст. 348 Таможенного кодекса):
• если требование об уплате таможенных платежей не выставлено в течение трех лет со дня истечения срока их уплаты либо со дня наступления события, влекущего обязанность лиц уплачивать таможенные пошлины, налоги;
• если размер неуплаченных сумм таможенных пошлин, налогов не превышает 5 евро по курсу валюты страны-члена Таможенного союза, на территории которой возникла обязанность по уплате пошлин и налогов.
Взыскание таможенных платежей может быть организовано за счет следующих финансовых ресурсов (рис. 5).

Решение о бесспорном взыскании средств со счетов плательщика в банке принимается таможенным органом не позднее 60 календарных дней со дня истечения срока исполнения требования об уплате таможенных платежей. В случае обращения взыскания в отношении различных способов обеспечения уплаты таможенных платежей уплату налогов и пошлин осуществляет гарант, поручитель налогоплательщика. Уплата осуществляется также из сумм денежного залога.
Согласно ст. 156 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ, на имущество налогоплательщика может быть наложен арест как действие таможенного органа с санкции прокурора по ограничению права собственности плательщика таможенных пошлин, налогов. Однако, такие меры применяются, если таможенные органы располагают доказательствами, что налогоплательщик примет меры скрыться или скрыть свое имущество. Арест распространяется только на то имущество, которого достаточно для покрытия расходов на уплату таможенных пошлин и налогов. При этом арест может быть полным или частичным, его наложение осуществляется в присутствии понятых.
При неисполнении требования об уплате таможенных платежей и недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика либо отсутствии информации о счетах плательщика таможенные органы вправе взыскивать подлежащие уплате таможенные платежи за счет неизрасходованного остатка невостребованных сумм авансовых платежей или денежного залога, либо за счет иного имущества плательщика, в том числе за счет наличных денежных средств.
Распоряжение таможенного органа о бесспорном списании средств с банковского счета должно быть исполнено не позднее операционного дня, следующего за получением такого распоряжения.
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, по день исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов либо по день принятия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов. Расчет пеней производится на основе ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации: за каждый день просрочки начисляется одна трехсотая ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от суммы неуплаченных таможенных платежей (недоимки). Весьма важными для налогоплательщика являются следующие положения. В случае просрочки платежа вместе с пени уплачиваются суммы недоимки, имевшие место в деятельности налогоплательщика. Сроки уплаты пени и сумм таможенных пошлин, налогов совпадают. Однако пени могут быть перечислены не позднее одного месяца со дня уплаты сумм таможенных пошлин, налогов. Подача заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов не отменяет обязанности по уплате недоимки и пеней.
Требование об уплате таможенных платежей оформляется извещением таможенного органа в письменной форме. Форма требования включает в себя следующие данные:
• сумма подлежащих уплате таможенных платежей;
• размер пеней и (или) процентов, начисленных на день выставления требования;
• срок уплаты таможенных платежей;
• срок исполнения требования;
• меры по принудительному взысканию таможенных платежей и обеспечению их взыскания, которые применяются в случае неисполнения требования плательщиком;
• основания выставления требования.
Требование необходимо направить налогоплательщику не позднее 10 рабочих дней со дня обнаружения фактов неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей. Все выявленные нарушения должны быть оформлены актами таможенных органов. Уточненное требование об уплате обязательных платежей также направляется в течение 10 дней с момента установления изменения обязанности по уплате налогов, пошлин. На исполнение требования отводится не менее 10 рабочих дней и не более 20 календарных дней со дня получения указанного требования. Уточненное требование должно быть исполнено в течение 10 рабочих дней со дня получения уточненного требования. Применение мер по принудительному взысканию таможенных платежей является следствием неисполнения выставленных таможенными органами требований.
Возврат таможенных пошлин и налогов осуществляется в соответствии с положениями главы 17 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ. Возврату, как правило, подлежат излишне уплаченные суммы пошлин и налогов. Основанием их уплаты является заявление налогоплательщика, представленное в таможенный орган не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания. Если факт излишней уплаты установлен таможенным органом, он обязан сообщить об этом налогоплательщику не позднее одного месяца со дня обнаружения. Заявление о возврате таможенных пошлин и налогов налогоплательщику должно быть рассмотрено в течение месяца. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
Возврат уплаченных сумм может быть заменен по желанию налогоплательщика зачетом уплаты налогов и пошлин в счет аналогичных платежей, пеней и штрафов. Законодательством предусмотрены случаи, когда возврат таможенных пошлин и налогов невозможен.

Законодательством также предусмотрены другие случаи возврата таможенных пошлин и налогов:
1) плательщик получает отказ в выпуске товаров в выбранном режиме;
2) таможенная декларация отозвана;
3) законодательством предусмотрен возврат уплаченной суммы налога и пошлины при помещении товаров под процедуры реэкспорта, уничтожения, отказа в пользу государства, реимпорта;
4) таможенная процедура изменена и предусматривает более низкие налоги и пошлины;
5) восстановлены режим наиболее благоприятствуемой нации и тарифных преференций;
6) возврат (полностью или частично) предварительной специальной, антидемпинговой и компенсационной пошлины в соответствии с законодательством.
При недостаточности средств на банковском счете в целях погашения задолженности взыскание может быть обращено на иное имущество плательщика.
Задолженность по таможенным пошлинам и налогам может признана безнадежной в ряде случаев, в том числе, в результате признания должника-индивидуального предпринимателя банкротом, при ликвидации организации, в случаях смерти лица, а также принятия судом акта, согласно которому, уполномоченные органы утрачивают возможность взыскания средств.
Приказ Минфина России от 12.11.2013 № 107н[29] устанавливает Правила указания информации, идентифицирующей платеж, в расчетных документах на перечисление таможенных и иных платежей от внешнеэкономической деятельности, а также Правила указания информации, идентифицирующей платеж, в расчетных документах на перечисление налогов и сборов, иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами. Указанные нормы призваны обеспечить автоматизированную обработку информации, содержащуюся в расчетных документах органами Федерального казначейства, налоговыми и таможенными органами. Один расчетный документ на перечисление таможенных платежей составляется по одному таможенному платежу в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации по одному коду.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.