Анализ структуры денежной массы

.

Для более точного анализа структуры денежной массы и регулирования денежного оборота, в том числе, наличного, представляется необходимым уточнение понятия «безналичные денежные средства», являющиеся объектом гражданских прав. Практическое обращение безналичных денег, сокращение их издержек, механизмы и формы их использования определены на законодательном уровне, но правовые акты не дают понятия природы и определения самих безналичных денег, их видов (кроме ЭДС), видов депозитных денег, особенностей и моделей их оборота для адекватного анализа и отображения в статистических данных и аналитических обзорах проблем спроса и предложения денег.


2) Совершенствование денежного законодательства, что включает в себя:
• необходимость юридизации понятий «деньги», «наличные деньги», «безналичные деньги», «электронные деньги», «денежная эмиссия», «денежное обращение» (с учетом позитивного зарубежного опыта – прежде всего ЕС и Казахстана)[70].
• необходимость нормативной регламентации порядка наличноденежной эмиссии и безналичной эмиссии. Сегодня данные процедуры находятся по сути вне рамок прямого правового регулирования, а значит и не порождают субъективных прав, юридических обязанностей и юридической ответственности для участников эмиссионного процесса.
3) Для обеспечения устойчивости и эластичности денежного оборота, регулирования величины денежной массы следует, эффективного функционирования системы безналичных расчетов необходимо:
• внести изменения в ст. 3 Федерального закона «О национальной платежной системе», определив понятие денег безналичного оборота (кроме электронных денег (или денег на счетах клиентов кредитных организаций) как сумму остатков средств нефинансовых и финансовых организаций и физических лиц на расчетных, текущих и иных счетах до востребования (в том числе счетах для расчетов с использованием банковских карт), срочных депозитов и иных привлеченных на срок средств, открытых в банковской системе в валюте Российской Федерации, а также начисленные проценты по ним;
• внести соответствующие изменения в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
4) Для увеличения доли безналичного денежного оборота и сокращения наличного денежного обращения в общем объеме платежей (прежде всего, с участием населения) считаем необходимым:
• разработать систему мероприятий, направленных на повышение финансовой грамотности населения;
• развивать правовое обеспечение функционирования электронных денег в части границ между электронными и неэлектронными деньгами, поскольку существующая правовая база затрудняет эффективное использование категории электронных денег, позволяет манипулировать свойствами электронных денег путем изменения правовой базы; не позволяет выявить объективный критерий разделения наличных и безналичных электронных денег.
Данные предложения позволят расширить сферу применения безналичных денег, совершенствовать механизм регулирования денежного оборота, повысить устойчивость и эффективность функционирования национальной платежной системы.
5) В связи с увеличением количества наличных денег в обращении возрастают требования к качеству организации наличного денежного оборота. В контексте этого совершенствование организации наличного денежного оборота предполагает закрепление и дальнейшее развитие следующих тенденций:
• совершенствование методологической базы развития наличного денежного обращения;
• централизация обработки денежной наличности, обусловленная задачами сокращения издержек операционных расходов;
• оптимизация сети кредитных учреждений, осуществляющих кассовое обслуживание;
• развитие механизмов аутсорсинга в обработке наличности;
• развитие технологий защиты банкнот от подделок;
• управление структурой купюрного и монетного ряда наличных денежных знаков.
6) Требуют своего решения мероприятия по снижению рисков в сфере НДО: противодействие фальшивомонетничеству, совершенствование логистики перевозки денежной наличности, безопасность совершения операций с денежной наличностью: учреждения Банка России будут оснащены специальными телевизионными системами наблюдения.
7) Банку России при прогнозировании и организации наличного денежного оборота следует учитывать следующие пути снижения себестоимости изготовления дензнаков: максимальная (с учетом требований к безопасности) автоматизация процессов изготовления денег, возможность выбора наиболее дешевого подрядчика для печатания денег (аутсорсинг как альтернатива собственному производству), уменьшение размера купюр, переход с бумажных денег на денежно-полимерные иполимерные деньги, оптимизация решений на основе сопоставления затрат и выгод в разработке степеней защиты, расширение безналичных расчетов, платежных карт, электронных денег, установление порога наличных расчетов для частных лиц и для предприятий, оптимизация сети денежных хранилищ центральных банков с учетом покрытия регионов и достаточности площадей для хранения ценностей, введение экономических стимулов для банков и инкассаторских компаний за выявление поддельных и непригодных банкнот.
8) В числе важной серьёзной проблемы развития рынка сбережений, влияющих на состояние наличного денежного обращения, можно выделить, с одной стороны, ограниченность доступа потенциальных клиентов к информации о реальном финансовом состоянии и политике банков, с другой – неспособность большинства частных вкладчиков адекватно интерпретировать доступную информацию. С точки зрения экономической теории данная проблема характеризуется как проблема асимметрии информации. Для раскрытия информации о банках необходимо дополнительное промежуточное звено, которое может опосредовать информационные потоки, идущие от банков к потенциальным вкладчикам. Например, кредитные брокеры, которые формируют непрерываемый поток анализа информации о состоянии коммерческих банков с высокой оперативностью и предоставляют ее потенциальным пользователям уже в обработанной форме. Оценивая перспективы развития рынка сбережений необходимо отметить, что здесь необходимо решить две задачи: создание эффективного механизма гарантирования депозитов домохозяйств, обеспечивающего должной уровень конкуренции на рынке банковских услуг и увеличение размера страхового вклада до одного миллиона рублей, что свою очередь, будет еще одним стимулом для кредитных накоплений. Без решения второй задачи сложно рассчитывать на приток средств домохозяйств в банковскую систему, без решения первой – не будет внутренних стимулов для развития рынка.
9) Возникает потребность в точном определении имеющихся в стране сбережений, их мобилизации, трансформации в зависимости от склонности к сбережениям в инвестиции и выработке возможных путей их привлечения в финансово-кредитную сферу страны. Наличие долгосрочных инвестиций, устойчивых к колебаниям конъюнктуры мировых финансовых рынков, является неотъемлемым условием экономического роста. Особую роль в подъёме национальной экономики играют внутренние инвестиции, одним из основных источников которых выступают сбережения домохозяйств. Важно также проанализировать роль, место и доступность инвестиционных институтов на рынке сбережений домохозяйств России.
10) Разработать вопросы совершенствования государственной политики в области восстановления и привлечения сбережений домашних хозяйств как важного источника инвестиций в экономику страны. В настоящее время домохозяйства России предпочитают использовать несвязанные формы для аккумулирования сбережений. В этом случае сбережения изымаются из потока «доходы – расходы», что приводит к негативным структурным диспропорциям национальной экономики. Необходимо разработать механизмы, которые позволили бы эффективно осуществлять сбережения, и определять стимулы, побуждающие домашние хозяйства осуществлять свой выбор в пользу сбережения, а не потребления.
11) Оценка потребительских настроений в 2014 г. лишь показывает, что только 25%населения ведут учет доходов и расходов. Как правило, это люди с высокими заработками. Остальное население не производит накопления по следующим причинам: во-первых, нет возможности; во-вторых, люди не ставят перед собой осязаемые цели или считают их недостижимыми. С целью повышения финансовой грамотности населения в отношении сбережений необходимо пропагандировать следующие мероприятия, формируя адекватное рынку поведение домохозяйств при планировании семейного бюджета:
1. для учета доходов и расходов можно рекомендовать создавать список кошельков (бумажник, зарплатная карта, вклад в банке и т. д.) и вносить записи о доходах и расходах;
2. пропагандировать современные способы планирования семейного бюджета (например, считать доходы в Интернете на сервисах по учету личных финансов);
3. проводить периодические информационные кампании, направленные на продвижение новых банковских продуктов;
4. реализация зарплатных проектов, перевод пенсий на банковские карты должны сопровождаться просветительскими мероприятиями, чтобы население понимало преимущества подобных нововведений, а не чувствовало ущемление собственных прав.
12) Расширение сферы применения платежных карт и электронных денежных средств, внедрение инноваций в данной области, создание и развитие национальной платежной системы приведет к сокращению наличного денежного оборота и, как следствие снижению эмиссионных издержек и издержек обращения. Для оптимальной организации денежного оборота, увеличения доли безналичных розничных платежей следует, снижения доли налично-денежного оборота следует:
1. установить предельные суммы расчетов наличными деньгами между гражданами, после вступления закона в силу продавцы будут обязаны обеспечить возможность оплаты товаров и услуг платежными картами;
2. развивать инфраструктуру платежной системы для расширения географии применения платежных карт;
3. законодательно закрепить необходимость выплаты заработной платы в безналичной форме с использованием платежных карт (сначала в бюджетной сфере);
4. последовательно реализовывать программу по повышению финансовой грамотности населения, в частности, осуществлять информирование клиентов о потенциальных угрозах при использовании платежных карт и электронных средств платежа.
13) С целью преодоления проблем использования платежных карт населением в свете расширения безналичных денег и сокращения доли наличного денежного оборота кредитные организации должны расширять комплекс мероприятий организационного и технического характера, направленных на обеспечение защиты информации. К таким мероприятиям относятся: разработка рекомендаций и памяток для клиентов по безопасному использованию электронных средств платежа; регулярное информирование клиентов об актуальных угрозах; фиксация в договорах с клиентами требований по обязательному применению ими антивирусных средств, по использованию компьютера только для работы с системами ДБО, по порядку использования и хранения ключей СКЗИ и других требований, направленных на повышение уровня ответственности клиента; установление разовых, суточных и иных лимитов на перевод/снятие денежных средств; технические меры по борьбе со скиммингом; видеонаблюдение в местах установки банкоматов; переход ряда банков на использование EMV-карт (хорошо зарекомендовавшая себя на практике в ряде европейских стран мера борьбы со скиммингом); использование получаемых по SMS или формируемых иным способом одноразовых паролей/кодов для подтверждения платежных поручений; внедрение носителей с неизвлекаемыми ключами электронной подписи; разработка программных и аппаратных средств формирования доверенной среды для работы клиента в режиме ДБО.
14) Полагаем целесообразным рассмотреть возможность применения в России концепции «Digital Cashless Economy» (создание цифровой безналичной экономики). Переход к «Digital Cashless Economy» подразумевает отсутствие анонимности при осуществлении расчетов. На настоящий момент наиболее подготовлены к переходу на безналичный денежный оборот такие страны, как Сингапур, Финляндия и Австралия с показателем М0/М2 менее 1 %.
15) Рекомендации по совершенствованию правовых основ противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, исходя из международного и российского опыта в целях оптимизации налично-денежного обращения и сокращения объема теневой экономики в России группированы в следующие направления:

I. Дальнейшая имплементация рекомендаций ФАТФ в законодательство РФ, в том числе посвященных курьерам наличности.
Данное направление в себя включает следующие предложения.
• Дальнейшая имплементация Рекомендаций в законодательство РФ в целях успешного прохождения 4-го раунда взаимных оценок ФАТФ;
• Создание и правовое оформление национальной системы оценки рисков ОД/ФТ/ФРОМУ и проведение национальной оценки рисков в РФ;
• Выработка национальной политики в области ПОД/ФТ на базе общих согласованных принципов и подходов и в соответствии с подходами, принятыми ЕАГ и ФАТФ.
• Совершенствование банковского законодательства на предмет повышения качества процедур внутреннего контроля в банках, небанковских кредитных организациях и некредитных финансовых организациях.
• Совершенствование антиотмывочного законодательства в целях противодействия использованию наличных денег и денежных инструментов в преступных целях.
• Активизация взаимодействия ЦБ, Минфина и Росфинмонитонга в части выявления типологий отмывания преступных доходов и финансирования терроризма посредством операций с наличностью, и их опубликования на площадке ЕАГ.

II. Оптимизация взаимодействия по проблематике ПОД/ФТ в рамках ЕАЭС.
• унификация терминологического аппарата антиотмывочного законодательства государств-членов ЕврАзЭС, ЕАЭС и ЕАГ. Представляется целесообразным рекомендовать Евразийской экономической комиссии осуществить научное исследование по теме «Сравнительно-правовой анализ законодательства государств-членов ЕАЭС в сфере ПОД/ФТ»[71], что будет способствовать более эффективной гармонизации антиотмывочного законодательства государств-членов ЕАЭС;
• выработка единой согласованной евразийской (в рамках ЕАЭС) политики в сфере противодействия отмыванию преступных доходов, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения;
• организация взаимодействия (прежде всего, информационного) ЕАЭС с Евразийской группой по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ), в которую, помимо стран ЕАЭС, входят Кыргызстан, Таджикистан, Туркменстан, Узбекистан, Индия и Китай.
В условиях формирования общего финансового рынка на данном этапе государствам-членам ЕАЭС прежде всего необходимо создать условия для диалога наднациональных и национальных финансовых регуляторов, частного сектора, научного сообщества, чтобы гармонизация и унификация законодательства, а также координация мер по его применению были эффективными.
Представляется рациональным воспринять опыт Европейского союза, который данный вопрос решает посредством создания комитетов, оказывающих техническую и консультационную поддержку Европейской комиссии: они являются посредником между этим наднациональным органом и национальными регуляторами[72]. Этот механизм сотрудничества служит предпосылкой единообразного понимания различных вопросов регуляторами, бизнесом-сообществом, научно-экспертным сообществом, а также способствует быстроте и эффективности принимаемых решений.
В целях повышения внимания высших органов ЕАЭС к проблематике ПОД/ФТ предлагаем активизировать взаимодействие в сфере ПОД/ФТ между высшими органами ЕАЭС и Евразийской группой по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма. Целесообразно выработать правовые основы, формы и направления такого взаимодействия (создание профильных комиссий и рабочих групп при ЕЭК, расширение состава Консультативного совета по финансовым рынкам путем включения в него экспертов в сфере ПОД/ФТ и др.). Это позволит синхронизировать интеграционные процессы, происходящие в области ПОД/ФТ, с интеграционными процессами, имеющими место в смежных областях на евразийском пространстве (финансовые рынки, налогообложение, таможенное регулирование и др.). Кроме того, данное взаимодействие поможет выявить (обновить) типологии ОД/ФТ с использованием банковского сектора, рынка ценных бумаг, операций страхования, операций с наличными денежными средствами и денежными инструментами.

III. Формирование договорно-правовой базы ЕАЭС в сфере ПОД/ФТ c использованием наличных денежных средств и денежных инструментов.
Многие межгосударственные соглашения, заключенные в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства, оказались инкорпорированы в подписанный 29 апреля 2014 года президентами России Беларуси и Казахстана Договор о Евразийском экономическом союзе[73], чего не произошло с договорами, важнейшими с точки зрения ПОД/ФТ. Поэтому Договор о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при перемещении наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза от 19 декабря 2011 г., как и Договор о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза от 5 июля 2010 года, фактически остались во втором эшелоне правовых актов ЕАЭС [74].
Более того, важно отметить, что Договор о ЕАЭС вовсе не затрагивает вопросы ПОД/ФТ.
В этой связи хотелось бы обратить внимание на возможности Финансового университета осуществлять экспертное сопровождение деятельности ЕЭК в сфере ПОД/ФТ.

IV. Организация системы подготовки кадров в сфере ПОД/ФТ для банковского сектора России.
В последние годы по причине, прежде всего, «переформатирования» банковского сектора (и финансового рынка в целом) всех стран СНГ и ЕАГ под требования новой редакции Рекомендаций ФАТФ резко возрос спрос на специалистов ПОД/ФТ (прежде всего в банковском секторе). По оценкам экспертов, общее количество специалистов, занятых в сфере ПОД/ФТ в Российской Федерации, составляет около 120 тысяч. При этом потребность в таких специалистах будет только увеличиваться по мере включения в «орбиту ПОД/ФТ» рынка ценных бумаг, рынка страхования, бухгалтеров, адвокатов, нотариусов, а также сектора некоммерческих организаций. В этих условиях особенно заметным является факт отсутствия в стране системы подготовки специалистов в области ПОД/ФТ в финансовом и нефинансовом секторах экономики.
Согласно проекту Концепции создания и развития сетевого института в сфере ПОД/ФТ на 2014–2016 гг., в рамках сетевого взаимодействия предполагается наладить процесс диалога между образовательными учреждениями и процесс отражения в них опыта друг друга. Участники сетевой организации объединяются вокруг главной стратегической цели: формирование современного научно-образовательного центра – сетевого Института в сфере ПОД/ФТ, который станет важным фактором устойчивого развития и обеспечения национальной безопасности, обеспечивая воспроизводство современных специалистов в сфере ПОД/ФТ на основе интеграции с наукой и практикой, академической мобильности студентов и преподавателей.
Сетевой Институт в сфере ПОД/ФТ формируется как сообщество ВУЗов, научных и образовательных центров, способное стать кадровым и научным лидером в сфере ПОД/ФТ в государствах – участниках СНГ. Стратегические задачи сетевого Института в сфере ПОД/ФТ:
1) создание в ВУЗах, в научных и образовательных центрах, образующих сетевой Институт, центров передовых IT – технологий и кадров, обладающих современными ключевыми компетенциями, сфокусированных на исследованиях, разработках и подготовке кадров в сфере ПОД/ФТ;
2) концентрация в сфере ПОД/ФТ интеллектуальных и иных ресурсов, привлечение наиболее квалифицированных преподавателей и наиболее мобильной и способной к обучению молодежи;
3) следование мировым трендам в исследованиях и разработках, рекомендациям ФАТФ и других международных организаций в сфере ПОД/ФТ.
Сетевой Институт в сфере ПОД/ФТ создается, как объединение структурных подразделений ВУЗов, научно-образовательных и методических центров (кафедры, факультеты, институты, научно-исследовательские лаборатории, центры коллективного пользования, ресурсные центры и т. д.).
Основу формирования сетевого Института в сфере ПОД/ФТ в Российской Федерации составляют Международный учебно-методический центр финансового мониторинга (МУМЦФМ) и ведущие ВУЗы по подготовке кадров в области IT– технологий, экономики и финансов, международного и национального права, международных отношений[75]:
1. Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ.
2. Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации.
3. Дипломатическая Академия при Министерстве Иностранных Дел РФ.
4. Международный учебно-методический центр Росфинмониторинга.
Реализация предложенного механизма создания сетевого Института в сфере ПОД/ФТ позволит получить следующие результаты:
1) формирование единого образовательного интеллектуального экономического и культурного пространства в странах – участниках СНГ за счет подготовки национальных кадров высшей квалификации в сфере ПОД/ФТ;
2) оптимизация перечня реализуемых образовательных программ в сфере ПОД/ФТ;
3) разработка в едином стандарте учебно-методических комплексов дисциплин в сфере ПОД/ФТ;
4) отработку механизмов обеспечения академической мобильности студентов и преподавателей;
5) поддержку научных школ в сфере ПОД/ФТ;
6) внедрение в образовательный процесс принципиально новых и более эффективных образовательных методик и технологий на основе интеграции образования и науки в сфере ПОД/ФТ;
7) эффективное международное сотрудничество сетевого Института с зарубежными университетами и научными центрами, организациями ФАТФ, ЕАГ, СНГ в сфере ПОД/ФТ.
Финансовый университет при Правительстве РФ имеет возможность занять центральное место на рынке подготовки кадров для подразделений финансового мониторинга в кредитных организациях, страховых организациях, профессиональных участниках рынка ценных бумаг. Позитивное значение может иметь включение компоненты ПОД/ФТ в рабочие программы дисциплин по профилю «Банки и рынок ценных бумаг».
Подготовленный с учетом этой компоненты банковский работник должен, на наш взгляд обладать следующими минимальными компетенциями в области работы с наличностью:
1) Знать основы наличного денежного оборота в РФ (373-П).
2) Знать и уметь применять Правила ведения кассовых операций, инкассации, перевозки и хранения наличных денег (318-П).
3) Знать основы антиотмывочного законодательства (Рекомендации ФАТФ, 115-ФЗ), знать и следовать Правилам внутреннего контроля (262-П, 375-П).
4) Знать признаки платежеспособности банкнот и монет (1778-У).
5) Знать и учитывать в своей деятельности разрешенные предельные размеры расчетов наличными между юридическими лицами (3073-У).
6) Знать основания и виды юридической ответственности за нарушение законодательства об обращении наличных денежных средств (ст. 15.1 КоАП РФ, ст. 200.1 УК РФ).
7) Уметь выявлять и оценивать риски использования наличных денег в своей профессиональной деятельности.
8) Владеть навыками минимизации рисков при работе с наличностью.
Предпосылки усиления позиций Финансового университета на рынке научных исследований и образовательных услуг в сфере ПОД/ФТ.
Важной основой обретения Финуниверситетом лидирующей роли в части подготовки специалистов в сфере ПОД/ФТ на евразийском пространстве является прежде всего профиль Финансового университета, как ведущего ВУЗа, готовящего банковских специалистов и специалистов в сфере финансовых рынков.
В Финуниверситете имеется существенный задел по тематике ПОД/ФТ:
1. В Финансовом университете, в большем количестве, нежели в каком-либо другом ВУЗе, имеются кадры, обладающие опытом исследовательской работы в области ПОД/ФТ: В.И. Авдийский, В.М. Безденежных, И.А. Киселев, В.Е. Понаморенко, Г.А. Аболихина, С.Е. Ковалева и др. Двое из названных ученых (И.А. Киселев и В.Е. Понаморенко имеют опыт работы в Международном учебно-методическом центре финансового мониторинга).
2. Тематика ПОД/ФТ все больше становится предметом диссертационных исследований: аспиранткой кафедры «Денежно-кредитные отношения и монетарная политика» Ковалевой С.Е. в 2013 году защищена диссертация «Совершенствование управления рисками кредитных организаций в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем»; в октябре 2014 года защищена диссертация Золотарева Е.В. «Совершенствование системы противодействия легализации преступных доходов и механизмов контроля в кредитных организациях».
3. Изданы монографии по проблематике ПОД/ФТ[76]. Кроме того, издаются научные статьи и сборники тезисов конференций с привлечением магистрантов и студентов Финансового университета.
4. С апреля 2014 года рубрика в журнале «Финансовая безопасность» (фактически ведомственный журнал Росфинмониторинга, издаваемый МУМЦФМ) создана тематическая рубрика, посвященная финансовым рынкам, и достигнута договоренность о публикации в данной рубрике статей учеными Финансового университета по тематике, связанной с ПОД/ФТ. В ней уже публикуются статьи ученых и магистрантов Финуни-верситета.
5. На кафедре «Денежно-кредитные отношения и монетарная политика» проводится НИС «Актуальные вопросы ПОД/ФТ в банковском секторе» для аспирантов.
6. Ежегодно защищается несколько десятков дипломных работ и магистерских диссертаций по проблематике ПОД/ФТ (преимущественно – остро нуждающимися в освоении тематики сотрудниками подразделений финансового мониторинга банков).
7. Активизировано взаимодействие с Евразийской группой по противодействию отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ)[77].
Исходя из сказанного, вносим следующие предложения:
1. Создать в структуре Департамента банков, монетарной политики и финансовых рынков Финансового университета научный центр по ПОД/ФТ, специализирующийся на исследовании проблем противодействия незаконным финансовым операциям в банковской сфере и, в частности, проблематики ПОД/ФТ.
2. Приступить к формированию в Финансовом университете первой в стране научной школы по ПОД/ФТ.
3. Запланировать создание в перспективе образовательной кафедры, готовящей специалистов по ПОД/ФТ, с учетом того, что образовательный стандарт по ПОД/ФТ может быть разработан уже к ноябрю 2014 года.
Базовыми структурами для решения данной задачи, при использовании межфакультетского и межкафедрального подхода, могут стать профильный научный центр по вопросам ПОД/ФТ, а также кафедры «Денежно-кредитные отношения и монетарная политика», «Экономическая безопасность и анализ рисков», «Финансовое и налоговое право».
4. Запланировать создание в перспективе при Финуниверситете УМО по ПОД/ФТ (во взаимодействии с базовой организацией в сфере ПОД/ФТ – МУМЦФМ).
Реализация данных возможностей позволит Финансовому университету стать лидирующим учебным заведением на евразийском пространстве по подготовке кадров для сферы ПОД/ФТ, позволит реализовать на рынке образовательных услуг России и стран СНГ высоко востребованный и давно ожидаемый продукт. Создание же и развитие своей научной школы не только закрепит данный успех, но и позволит в свою очередь позиционировать Университет в глобальном масштабе на площадке ФАТФ, ЕАГ и других международных организаций в сфере ПОД/ФТ, что откроет новые возможности для международного научного и образовательного сотрудничества, включая обучение иностранных граждан государств-членов ЕАГ.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.

Как отличить оригинал моторного масла от подделки, масло фанфаро цена в москве. | Брусчатка гранитная дымовский по материалам http://www.muradidi.ru. | лирика купить по низкой цене в интернет-аптеке в России