Анализ современной международной и российской практики противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в целях оптимизации наличноденежного обращения и сокращения объема теневой экономики в России и других странах

.

Международно-правовые и институциональные основы ПОД/ФТ
Противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ) является важным элементом борьбы с терроризмом, условием повышения региональной и международной безопасности, а также необходимым условием снижения коррупции.
Режим противодействия терроризму в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, основывается на целом ряде международных соглашений, в частности, Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма (10 января 2000 г.), Резолюциях Совета Безопасности ООН (№ 1373 от 2001 г. И др.).


В институциональном плане необходимо отметить, что в сфере ПОД/ФТ действует профильная международная организация – ФАТФ. Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) (англ. Financial Action Task Force on Money Laundering – FATF) – межправительственная организация, которая занимается выработкой мировых стандартов в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансирования терроризма (ПОД/ФТ), а также осуществляет оценки соответствия национальных систем ПОД/ФТ этим стандартам.
В настоящее время она включает 36 членов: 34 страны и две международные организации, а также более 20 наблюдателей: пять региональных структур по типу ФАТФ и более 15 других международных организаций или органов.
С момента своего создания ФАТФ возглавила усилия по принятию и осуществлению мер, направленных на противодействие использованию финансовой системы в противоправных целях. Ведущая роль в формировании общепризнанных принципов и стандартов в этой области принадлежит ФАТФ. Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег была создана G-7 (Большой семеркой) на саммите, который состоялся в Париже в 1989 году, в ответ на растущую озабоченность в части отмыванию денег.
При выполнении задач ФАТФ сотрудничает с другими международными органами, участвующими в борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма. Всего в мире существует несколько региональных организаций по типу ФАТФ[60]. Данные организации также являются ассоциированными членами ФАТФ.
Отдельно необходимо выделить Группу Эгмонт – организацию, объединяющую подразделения финансовой разведки (ПФР) 120 государств. Группа Эгмонт проводит регулярные встречи для поиска путей сотрудничества, особенно в области обмена информацией, обучения и обмена опытом. Основная задача Группы Эгмонт заключается в обеспечении форума для ПФР по всему миру, в целях улучшения сотрудничества в борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма и содействия осуществлению национальных программ в этой области.
Необходимо упомянуть также Вольфсбергскую группу и разработанные ею Вольфсбергские принципы – принципы политики по оценке возникновения в деятельности финансовых организаций риска легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем. Принципы содержат приоритетные направления политики банков и основные элементы механизмов по предотвращению использования банковской системы для легализации доходов, полученных преступным путем.
В феврале 2012 года ФАТФ пересмотрела ранее изданные рекомендации. Пересмотренные «Сорок рекомендаций» теперь применяются не только к отмыванию доходов и финансированию терроризма, но и к финансированию распространения оружия массового уничтожения, а также к борьбе с коррупцией и налоговыми преступлениями.
Рекомендации ФАТФ не заменяют соответствующие положения иных международных актов, а, при необходимости, дополняя их, сводят в единую систему организационных принципов и правовых норм, играя при этом важную роль в процессе кодификации норм и правил в сфере ПОД/ФТ. В соответствии с Резолюцией Совета Безопасности ООН № 1617 (2005), Рекомендации ФАТФ являются обязательными международными стандартами для выполнения государствами – членами ООН. Так, согласно пункту 7 Резолюции, Совет Безопасности настоятельно призывает все государства-члены соблюдать всеобъемлющие международные стандарты, воплощенные в Рекомендациях ФАТФ.
Рекомендации устанавливают минимальные стандарты действий для стран по применению этих конкретных аспектов в соответствии со своими конкретными условиями и конституциональными структурами. В Рекомендациях ФАТФ содержится требование ко всем странам иметь эффективные системы для предупреждения и противодействия отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения. В Рекомендациях отражены меры, которые странам следует реализовать в рамках своих систем уголовного судопроизводства и регулирования; профилактические меры, которые должны применяться финансовыми учреждениями и иными предприятиями и профессиями; меры по обеспечению прозрачности владения юридическими лицами и образованиями; вопросы, касающиеся учреждения компетентных органов, наделенных соответствующими функциями и полномочиями, а также механизма сотрудничества и взаимодействия; и вопросы, касающиеся организации сотрудничества и взаимодействия с другими странами.
Новеллы Рекомендаций, отвечающие вызовам времени, состоят в следующем:
1. Первая рекомендация посвящена риск-ориентированному подходу в целях ПОД/ФТ.
2. Седьмая Рекомендация ФАТФ уделяет внимание целенаправленным финансовым санкциям в отношении распространения оружия массового уничтожения.
3. В состав предикатных преступлений, доходы от которых используются для отмывания денег, включены налоговые преступления.
4. Повышаются требования к прозрачности юридических лиц.
5. Уделяется повышенное внимание публичным должностным лицам в целях борьбы с отмыванием коррупционных доходов.
Ключевым элементом в борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма объявляется необходимость мониторинга и оценки национальных систем по отношению к этим международным стандартам. Устанавливается, что взаимные оценки, проводимые ФАТФ и региональными структурами по типу ФАТФ, а также оценки, проводимые МВФ и Всемирным банком, являются жизненно важным механизмом обеспечения того, чтобы Рекомендации ФАТФ эффективно применялись всеми странами.
Российская Федерация, как и любая другая страна – участник Группы ФАТФ обязана незамедлительно реагировать на изменение рекомендаций и доводить их содержание до сведения заинтересованных лиц.
Так, в письме Министерства Финансов РФ от «1» марта 2012 г. № 07-06-10/261 «Об утверждении новой редакции сорока Рекомендаций ФАТФ» сообщается, что Рекомендации, среди прочего, предусматривают:
1) новые международные стандарты по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных в результате налоговых правонарушений, а также доходов от коррупционной деятельности;
2) усиление требований к прозрачности совершаемых клиентами финансовых учреждений операций, идентификации их активов и установления структуры реального владения юридическими лицами;
3) ужесточение требований в отношении идентификации клиентов финансовых учреждений;
4) установление обязательности применения риск-ориентированного подхода при отслеживании операций клиентов финансовыми институтами.
Банк России также оперативно реагирует на изменения международного стандарта по ПОД/ФТ. В настоящее время уже издано и применяется Положение Банка России от 2 марта 2012 г. № 375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»[61], которое учитывает последнюю редакцию Рекомендаций ФАТФ в части, касающейся управления рисками. Таким образом, Российская Федерация демонстрирует надлежащее исполнение международно-правовых обязательств, а также поддерживает применение международных стандартов в сфере регулирования деятельности финансовых организаций.

Правовые и институциональные основы ПОД/ФТ в ЕС.
Вышеуказанные конвенции ООН повлияли на развитие правового регулирования деятельности кредитных организаций в ЕС. Важное место в системе законодательства ЕС о деятельности кредитных организаций занимают нормативные акты о борьбе с т. н. «отмыванием денег» и финансированием терроризма. Первым документом на наднациональном уровне была Директива ЕЭС 91/308/ЕЭС от «10» июня 1991 года о предотвращении использования финансовой системы в целях отмывания денег, которая как раз и была принята с учетом положений Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года, а также рекомендаций группы FATF.
После принятия Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности 2000 года в ЕС была принята т. н. вторая директива ЕС по борьбе с отмыванием денег 2001 года. Был расширен круг лиц, подпадающих под действие контрольных процедур, и установлена обязанность кредитных организаций взаимодействовать с компетентными органами государств-членов ЕС. На сегодняшний день основным документом в данной сфере является Директива Европейского Парламента и Совета Европейского Союза 2005/60/ЕС от «26» октября 2005 г. о предотвращении использования финансовой системы для отмывания денежных средств и финансирования терроризма, заменившая собой директиву 2001 года по борьбе с отмыванием денег.
В сфере борьбы с отмыванием денежных средств, добытых преступным путем и финансированием терроризма, ЕС также ориентируется на общепризнанные международные стандарты. В частности, стандартами определяется, что не следует вести анонимных счетов или счетов, открытых на явно вымышленные имена. Кроме того, устанавливаются основные требования к идентификации клиентов.
Влияние деятельности ФАТФ на правовое регулирование деятельности кредитных организаций в ЕС заключается в том, что рекомендации ФАТФ реципируются в наднациональное законодательство ЕС. Так, Директива Европейского парламента и Совета № 2005/60/EC от 26.10.2005 о предотвращении использования финансовой системы для целей отмывания денег и финансирования терроризма[62] отражает в себе рекомендации, выработанные Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег ФАТФ. Например, согласно статье 6 Директивы 2005/60/EC, государства-члены должны запретить кредитным и финансовым учреждениям открывать анонимные счета или анонимные банковские расчетные книжки (Десятая рекомендация ФАТФ [63]).
В соответствии со статьей 20 Директивы 2005/60/EC, государства-члены должны требовать от учреждений и лиц, охватываемых этой Директивой, обращать особое внимание на виды деятельности, которые могут быть связанны с отмыванием денег или финансированием терроризма, и, в частности, на комплексные или необычно крупные сделки, а также на необычную динамику операций, которые не имеют явной экономической или видимой законной цели (одиннадцатая рекомендация ФАТФ в предыдущей редакции)[64].
В рамках Директивы 2005/60/ЕС были отражены изменения стандартов ФАТФ. Статья 1 Директивы содержит определение отмывания денежных средств, к которому относятся такие виды деятельности, как:
• обмен и/или передача имущества, когда известно, что такое имущество было получено в результате преступной деятельности или от участия в такой деятельности, с целью устранения либо утаивания источников такого имущества, либо оказания содействия лицу, которое получает доходы от подобной деятельности, чтобы избежать юридических последствий своих действий;
• сокрытие источников, местонахождения, перемещения, права собственности или сопутствующих прав на имущество, приобретенное в результате криминальной деятельности;
• приобретение, владение, использование имущества, когда заранее (ко времени его получения) известно, что такое имущество приобретено в результате преступной деятельности;
• участие, содействие, помощь, консультирование в целях получения доходов от действий, перечисленных в предыдущих пунктах.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что международные стандарты реципируются в право ЕС. При этом ЕС как интеграционное образование имеет передовой опыт в применении рекомендаций ФАТФ.

Противодействие легализации преступных доходов и финансированию терроризма с использованием наличных денежных средств и денежных инструментов в ЕАЭС и ЕврАзЭС
ЕврАзЭС является одним из наиболее перспективных интеграционных проектов на постсоветском пространстве. Поэтому координация разных видов национальных политик, создание наднациональных правовых актов и органов власти является важной основой противостояния финансовым и политическим кризисам, разного рода внешним и внутренним угрозам. Это относится в большой степени и к взаимодействию государств-членов ЕврАзЭС в области ПОД/ФТ/ФРОМУ.
Ядром интеграционных процессов в ЕврАзЭС является Евразийский экономический союз (ЕАЭС), начинающий функционирование с 1 января 2015 года на базе Таможенного союза и Единого экономического пространства.
Особое значение в контексте данной НИР имеет имплементация 32ой рекомендации ФАТФ «Курьеры наличных».
Данная рекомендация была разработана с целью противодействия физическому перемещению через границу наличных денежных средств и оборотных инструментов на предъявителя террористами и иными преступными элементами.
Согласно Рекомендации странам необходимо иметь в наличии меры по выявлению физического трансграничного перемещения наличных денежных средств и денежных инструментов на предъявителя. При этом допускается выполнение данного требования посредством системы декларирования и/или системы информирования. Для входящих и исходящих трансграничных перемещений наличных денежных средств или оборотных инструментов на предъявителя допустимо использовать разные типы систем декларирования и/или информирования.
В пояснительной записке к Рекомендации 32 оговорен рекомендуемый порог обязательного декларирования – 15000 долларов США/евро.
Вместе с тем нужно отметить, что согласно смыслу пояснительной записки к Рекомендации 32 существует ряд изъятий. В частности, для целей Рекомендации 32 золото, драгоценные металлы и драгоценные камни не приравнены к денежным средствам или денежным инструментам.
Требования 32-й Рекомендации предусматривают для стран обязанность обеспечить, чтобы их компетентные органы имели правовые полномочия для приостановки или ограничения перемещения наличных денежных средств или оборотных инструментов на предъявителя, в отношении которых имеются подозрения в связи с ОД/ФТ, или же подозрения об их связи с предикатными преступлениями, либо которые задекларированы недостоверно или с искажениями (т. е. представлена недостоверная информация).
В целях имплементации данных положений в национальное законодательство государств-участников Таможенного союза подписан Договор о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при перемещении наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза[65] (далее – Договор).
Договор наделяет таможенные органы правом приостанавливать перемещение наличных денежных средств и инструментов в случае возникновения подозрения о возможной их связи с легализацией доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма (такие права ранее у таможенных органов России отсутствовали). Договором устанавливается, что таможенные органы наделяются полномочиями по приостановлению движения таких денег при получении соответствующей информации от правоохранительных органов или уполномоченных органов (имеются ввиду, прежде всего, органы финансового мониторинга – подразделения финансовой разведки)[66].
При этом эксперты[67] обращают внимание на следующую проблему. Если следовать логике ФАТФ, участие страны в интеграционном проекте (каким, по сути, и является Таможенный союз и Единое Экономическое пространство – ТС/ЕЭП) и, как следствие, отсутствие таможенного контроля с другим государством-участником ТС/ЕЭП, может рассматриваться как несоответствие требованиям, предъявляемым данной рекомендацией. Если обратиться к опыту ЕС, то в данном случае территория ЕС, являясь единой таможенной территорией с неприменением не только таможенного, но пограничного контроля, с точки зрения ФАТФ рассматривается в качестве единой территории субрегионального уровня. Применительно же к ТС/ЕЭП в рамках ЕврАзЭС такой позиции ФАТФ пока не прослеживается.
Таким образом, России необходимо добиваться признания со стороны ФАТФ и других организаций международного уровня интеграционных образований на постсоветском пространстве субрегионального уровня как единого объекта оценки для целей Рекомендаций ФАТФ (не только по Рекомендации 32). Это становится более реальным в условиях перерастания ТС/ЕЭП в Евразийский экономический союз.
В рамках ЕАГ большое значение уделяется выявлению типологий отмывания преступных доходов с использованием наличных денежных средств.
Так, в рамках плана действий Евразийской группы на 2012 год, утвержденного на 15-ом Пленарном заседании ЕАГ, Республикой Беларусь проводилось международное исследование на тему «Легализация преступных доходов и финансирование террористической деятельности с использованием наличных денежных средств и денежных инструментов»[68].
В ходе проведения исследования Республикой Беларусь был сформирован и направлен странам-участницам и странам-наблюдателям специально разработанный вопросник. Исследование проводилось с использованием сведений, полученных в ходе заполнения вопросника следующими странами: Российская Федерация; Украина; Турецкая Республика; Республика Сербия; Кыргызская Республика; Республика Узбекистан; Республика Армения; Республика Казахстан.
В исследовании отмечается, что устойчивое состояние и стабильное развитие сферы денежного обращения и организация национального денежного обращения являются необходимым условием развития экономики. Частью денежного оборота является оборот наличных денег, которые участвуют во многих сделках в неизменном виде, в отличие от движения денежной единицы в безналичном обороте в виде записей по счетам в банке.
В условиях активного развития электронных технологий многие высказывают мысль о постепенном исчезновении наличных денег с одновременной полной их заменой электронными аналогами. Однако стоит отметить, что потенциал наличных денег на сегодняшний день даже в развитых странах далеко не исчерпан. Так, доля наличных денег при расчетах в сфере розничной торговли составляет: в США – 75 %, в Европе – 76–86 %, в Японии-90 %, что объясняется более поздним появлением электронных средств платежа.
На сегодняшний день наличные денежные средства используются для обеспечения оборота товаров и услуг, выплаты пенсий, пособий, страховых возмещений.
Согласно полученным в ходе исследования данным, в последнее время в большинстве государств-респондентов отмечается рост объема наличной денежной массы. Увеличение потребности экономики в деньгах в связи с ростом национального продукта, повышением цен или в силу других причин приводит к необходимости в соответствующем увеличении денежного предложения со стороны банков. Однако стоит отметить, что увеличение объема наличных денежных средств увеличивает и риски их использования в преступных целях.
Основными факторами, стимулирующими использование наличных денег, являются:
• наличие денежных инструментов, таких как векселя, дорожные чеки, акции на предъявителя, банковские чеки, позволяющие получать выплаты в наличной форме;
• существование теневой экономики;
• низкая степень использования безналичных платежей физическими лицами при оплате за товары и услуги;
• неофициальные доходы населения, получаемые и хранящиеся в наличной форме.
Рост использования наличных денег при проведении расчетов, а также в ведении хозяйственной деятельности способствует таким негативным последствиям, как:
• уменьшение поступления денежных средств в государственный бюджет в связи со снижением налогооблагаемой базы;
• изменение структуры денежной массы государства в пользу наличных, что значительно осложняет планирование и регулирование процессов, происходящих в экономике страны, и как результат – подрыв экономической стабильности и социального благополучия государства;
• способствует росту теневой экономики и развитию серого рынка, т. к. осуществление контроля наличных денег значительно затруднено;
• способствует увеличению риска возникновения незаконных «центров» по финансированию экстремистской и террористической деятельности, что в свою очередь, создает угрозу для общественной безопасности (рисунок 11).
Источник: сайт ЕАГ
Рисунок 11 – Диаграмма количества сообщений о подозрительных операциях с использованием наличных денежных средств

В исследовании отмечается, что обналичивание денежных средств представляет угрозу нормальному функционированию экономики, а деньги, выведенные из легального оборота, чаще всего используются в незаконных, коррупционных целях. Жесткая нормативная регламентация операций с безналичными денежными средствами на банковских счетах делает эффективным текущий и последующий контроль за соблюдением действующего законодательства, как со стороны органов исполнительной власти, так и банковских учреждений.
Наиболее распространенными способами обналичивания денежных средств в Республике Беларусь являются:
• систематическое снятие денежных средств индивидуальными предпринимателями со своих расчетных счетов в качестве личного дохода в кассах банка;
• перечисление денежных средств индивидуальными предпринимателями на свои личные карт-счета с последующим снятием наличными через банкоматы;
• систематическое снятие денежных средств юридическими лицами в кассах банка на хозяйственные нужды;
Характерными признаками схем обналичивания через счета индивидуальных предпринимателей, указывающими на подозрительный характер операций, являются следующие:
1. Поступления денежных средств на счета фирмы-однодневки и индивидуальных предпринимателей в оплату за разнородные товары (продукты питания, стройматериалы, одежду, компьютерные комплектующие, автозапчасти, консультационные услуги).
2. Денежные средства, поступающие на счета индивидуальных предпринимателей, снимаются со счета наличными в полном либо подавляющем объеме (до 97 %) в качестве личного дохода, либо якобы на хозяйственные нужды практически сразу же после зачисления (период снятия колеблется от 15 минут до нескольких часов).
3. Налоговые платежи незначительны (0,01 %– 0,97 %, реже 1 % – 3 % от выручки) либо отсутствуют.
4. Учредителем, руководителем, бухгалтером подставной фирмы, аккумулирующей денежные средства и перечисляющей их в адрес подконтрольных индивидуальных предпринимателей, в большинстве случаев числится лицо из социально неблагополучных слоев общества (лицо без определенного места жительства, лицо с наркотической либо алкогольной зависимостью, лицо, ранее привлекавшееся к уголовной ответственности).
5. По месту регистрации фирма однодневка не располагается.
Согласно информации, предоставленной российским ПФР, характерными способами вывода денежных средств в наличный оборот в Российской Федерации является обналичивание денежных средств:
• юридическими лицами со своих счетов через кассу банка, на хозяйственные и прочие расходы, выплату зарплаты, на закупку товаров и материалов;
• физическими лицами по чекам через кассу банка, по пластиковым банковским картам через банкоматы кредитных организаций (в том числе оформленным на подставных лиц), через отделения почтовой связи (в виде выплаты переводов) и системы денежных переводов типа «Вестерн Юнион».
Согласно материалам Росфинмониторинга, наиболее часто используемой страной в схемах заграничного обналичивания выступает Эстония, выбор которой в качестве места конвертирования безналичных денег в наличные объективно аргументируется следующими причинами:
• широкое распространение меняльных контор («AS Tavid», «AS Talvead», «OU Instance» и другие), не имеющих статуса кредитных организаций, оказывающих разнообразные услуги, как по обмену различных валют, так и их переводу из безналичной формы в наличную;
• относительно малая маржа за указанные услуги;
• географическая близость, минимизация затрат по транспортировке наличности обратно в Россию;
• отсутствие языкового и менталитетного барьеров ввиду значительной численности русскоязычного населения, как правило, относящегося к малообеспеченным слоям – лиц, готовых за небольшую плату к оказанию различного рода «технологических» услуг, например, курьерских.
На территории России с целью извлечения незаконного дохода и причинения ущерба экономическим интересам Российской Федерации в результате совершения незаконной банковской деятельности ее бенефициары используют подконтрольные организации, зарегистрированные по утерянным паспортам и на подставных лиц, организуют открытие в различных банках расчетных счетов таким юридическим лицам.
Противоправная деятельность строится на установлении незаконных договорных отношений с различными физическими и юридическими лицами – клиентами, заинтересованными в получении денежных средств в наличной форме и исключении из-под государственного контроля и налогообложения принадлежащих таким клиентам безналичных денежных средств, а также в их незаконной конвертации в иностранную валюту и переводе за рубеж.
Для реализации вышеуказанных целей организаторы противоправной схемы, игнорируя существующий порядок разрешения банковской деятельности и контроля за ее осуществлением, действуя вне банковской системы, но с фактическим использованием ее возможностей, за незаконное вознаграждение организуют перечисление денежных средств, принадлежащих клиентам-заказчикам данной теневой финансовой услуги, на банковские счета контролируемых фиктивных организаций для дальнейшего перечисления за рубеж, обналичивания и последующего возврата на территорию России с последующей передачей клиентам-заказчикам.
Таким образом, в вышеперечисленных действиях усматривается нарушение Федерального закона Российской Федерации от 02.12.1990 № 395-I «О банках и банковской деятельности» (с последующими изменениями и дополнениями), бенефициары противоправной схемы осуществляют незаконную банковскую деятельность (банковские операции) без регистрации и без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно (ст.172 Уголовного кодекса Российской Федерации), осуществляя нижеследующие операции:
• привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (п.1 ст.5 ФЗ № 395-1);
• размещение вышеуказанных привлеченных средств от своего имени и за свой счет (п.2 ст.5 ФЗ № 395-1);
• инкассация денежных средств, кассовое обслуживание физических и юридических лиц (п.5 ст.5 ФЗ № 395-1);
• купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах (п.6 ст.5 ФЗ № 395-1).
По мнению представителей Государственной службы по финансовому мониторингу Украины характерными признаками подозрительности финансовых операций с наличными деньгами и денежными инструментами являются:
1) купля-продажа чеков, дорожных чеков или других подобных платежных средств за наличные;
2) зачисление на счет средств в наличной форме с их последующим переводом того же или следующего операционного дня другому лицу;
3) проведение финансовых операций с ценными бумагами на предъявителя, не депонированными в депозитарных учреждениях;
4) проведение финансовых операций с векселями, с бланковым индоссаментом или индоссаментом на предъявителя;
5) запутанный или необычный характер финансовой операции или совокупности связанных между собой финансовых операций, не имеющих очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;
6) несоответствие финансовой операции характеру и содержанию деятельности клиента;
7) регулярное проведение лицом операций по обмену банкнот малого номинала, особенно иностранной валюты, на банкноты крупного номинала;
8) не связанное с деятельностью юридического лица или физического лица – предпринимателя существенное увеличение остатка на счете, который используется для покупки ценных бумаг на предъявителя;
9) регулярное представление чеков, эмитированных банком-нерезидентом и индоссированных нерезидентом, на инкассо, если такая деятельность не соответствует деятельности юридического лица или физического лица – предпринимателя, известной субъекту первичного финансового мониторинга;
10) иные.
По сведениям ПФР Украины характерными способами обналичивания денежных средств в их юрисдикции являются:
1. Для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц:
• снятие средств для закупки товаров, услуг, работ, в частности сельскохозяйственной продукции;
• снятие средств на хозяйственные или административные нужды;
• снятие предпринимательского дохода;
• снятие средств для приобретения ценных бумаг у физических лиц;
• выдача наличных займа / финансовой помощи работникам.
2. Для физических лиц:
• внесение и снятие собственных сбережений;
• выдача наличных займа / финансовой помощи.
Подводя итоги рассмотрения примеров возможных схем отмывания доходов, полученных преступным путем, с использованием наличных денежных средств и денежных инструментов следует отметить, что причинами, способствующими возникновению рисков отмывания доходов с использованием данных инструментов, являются:
• недостаточное качество процедур внутреннего контроля в банках и небанковских финансовых организациях;
• недостаточное информирование банками и небанковскими финансовыми учреждениями о недобросовестных клиентах, выявленных в ходе реализации внутреннего контроля (как следствие вышеназванной причины);
• наличие брешей в действующих профильных законодательствах, которые делают возможным использование наличных денег и денежных инструментов в преступных целях.
В контексте темы НИР необходимо упомянуть также о докладе ФАТФ: «Роль хавалы и схожих сервисов перевода в отмывании денег и финансировании терроризма» (октябрь, 2013 г.)[69].
В Докладе идет речь о распространении неформальных систем денежных переводов (НСДП, IVTS – informal value transfer system): “hawala” (Средняя Азия, Афганистан, Пакистан); “hundi” (Индия); “fei ch’ien” (Китай); “phoe kuan” (Таиланд); and “Black Market Peso Exchange” (Южная Америка).
Особое внимание в Докладе уделяется квазибанковской системе «хавала» (принципы функционирования которой напоминают банковские расчеты посредством взаимных корреспондентских часов). В качестве особенностей хавалы выделяются:
• доверие;
• низкие издержки;
• высокая скорость;
• конфиденциальность.
Типологизируется хавала в Докладе следующим образом:
1) «Чистая» хавала (традиционные переводы мигрантов);
2) «Гибридная» хавала (уклонение от валютного контроля, налогообложения);
3) «Криминальная» хавала (организованные криминальными группами коридоры перевода денег).
При этом необходимо заметить, что модернизированная система хавалы, в отличие от базовой (традиционной), подразумевает участие в схеме банков, которые, намеренно или нет, оказываются вовлеченными в операции по отмыванию денег и (или) финансированию терроризма.
Хавала – весьма распространенный способ перевода денежных средств трудовых мигрантов из России к себе на родину – Таджикистан, Кыргызстан, Туркменистан, Узбекистан. В связи с этим, актуальным видится распространение опыта государств-членов ФАТФ и аналитических материалов ФАТФ на практику контроля перемещения наличности через неформальные системы денежных переводов на евразийском пространстве.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.