Внешний и внутренний аудит

Купить диплом училища в Санкт-Петербурге можно тут. .

В аудиторской практике принято различать внешний и внутренний аудит.
Внешний аудит проводится на договорной основе аудиторскими фирмами или индивидуальными аудиторами с целью объективной оценки достоверности бухгалтерского учета проверяемого предприятия.
Независимость аудитора является одним из принципов аудита, который раскрывается в законе 307 ФЗ «Об аудиторской деятельности». Независимость аудитора понимается в следующем:
1. Независимость от проверяемой организации, т. е. отсутствие при формировании мнения финансовой, имущественной, родственной или какой-либо другой заинтересованности, превышающей отношения по договору на осуществление аудиторских услуг.


2. Независимость от руководителей и собственников аудиторской организации.
3. Независимость от любой третьей стороны.
Если после заключения договора стали известны указанные обстоятельства, договор подлежит расторжению.
Имеется в виду, что аудиторская проверка клиента не может проводиться:
1) аудиторскими организациями, руководители и иные должностные лица, которых являются учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;
2) аудиторскими организациями, руководители и иные должностные лица которых состоят в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;
3) аудиторскими организациями в отношении аудируемых лиц, являющихся их учредителями (участниками), в отношении аудируемых лиц, для которых эти аудиторские организации являются учредителями (участниками), в отношении дочерних обществ, филиалов и представительств указанных аудируемых лиц, а также в отношении организаций, имеющих общих с этой аудиторской организацией учредителей (участников);
4) аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами, оказывавшими в течение трех лет, непосредственно предшествовавших проведению аудита, услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также по составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности физическим и юридическим лицам, в отношении этих лиц;
5) аудиторами, являющимися учредителями (участниками) аудируемых лиц, их руководителями, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;
6) аудиторами, состоящими с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов).
Порядок выплаты и размер денежного вознаграждения аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам за проведение аудита (в том числе обязательного) и оказание сопутствующих ему услуг определяются договорами оказания аудиторских услуг и не могут быть поставлены в зависимость от выполнения каких бы то ни было требований аудируемых лиц о содержании выводов, которые могут быть сделаны в результате аудита.
Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы не вправе осуществлять действия, влекущие возникновение конфликта интересов или создающие угрозу возникновения такого конфликта. Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой заинтересованность аудиторской организации, индивидуального аудитора может повлиять на мнение такой аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица. Случаи возникновения у аудиторской организации, индивидуального аудитора заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов устанавливаются кодексом профессиональной этики аудиторов.
Независимость также обеспечивается недопустимостью занятия другими видами деятельности, помимо аудита и сопутствующих услуг. Смысл этого ограничения состоит в том, что аудитор не должен иметь никаких деловых контактов с клиентом, кроме как по проведению проверок или оказанию аудиторских услуг.
Независимость аудитора от хозяйствующего субъекта должна рекламироваться внутренними стандартами аудиторской организации и конкретными документами, формирующими взаимоотношения с экономическим субъектом.
Внутренний аудит – это по сути внутрихозяйственный контроль законности хозяйственных операций предприятия по местам их формирования и центрам ответственности. Это один из эффективных способов контроля за эффективностью деятельности хозяйственных подразделений экономического субъекта. В ходе внутренних проверок выявляются конкретные причины допущенных отклонений от нормативных показателей и требований действующего законодательства. Все управленческие службы обеспечиваются информацией, полученной в ходе внутренней аудиторской проверки, чтобы можно было использовать ее для исправления допущенных недостатков и улучшения работы. Это система контроля за соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета, надежности функционирования системы внутреннего контроля.
Внутренний аудит проводится штатными сотрудниками самого предприятия.
Если проводящие внешний контроль аудиторские фирмы и независимые аудиторы наблюдают за развитием общих экономических, социальных, научно-технических тенденций, анализируют их влияние на производственно-финансовую деятельность предприятия, следя за точным исполнением принятых законом норм и требований, то область деятельности специалистов, занимающихся внутрихозяйственным контролем, охватывает обычно текущее, оперативное консультирование по вопросам управления и экономической политики данного конкретного предприятия.
Среди функций внутреннего аудитора можно выделить наиболее значимые, такие как:
• проверка системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, разработка рекомендаций по их совершенствованию;
• обеспечение достоверности бухгалтерской и оперативной информации и отчетности;
• проверка деятельности звеньев управления;
• проверка соблюдения законов, нормативных актов, учетной политики;
• контроль за отдельными элементами структуры внутреннего контроля;
• расследование случаев злоупотреблений и др.
Безусловно, специалисты по внутреннему аудиту должны обладать не менее высокими профессиональными знаниями и опытом чем независимые аудиторы.
Внутренний аудитор представляет самые различные справки администрации предприятия по учету и экономической деятельности предприятия и ведает всеми вопросами фискального характера. Он присутствует на собраниях и совещаниях высших и оперативно– исполнительных управленческих органов своего предприятия, дает руководству консультации по повышению эффективности производственно-финансовой деятельности и ее перспективам. В целом обязанности внутреннего аудитора охватывают большой круг вопросов. Помимо ревизии наличия и правильности оформления всех бухгалтерских документов, он осуществляет проверку соблюдения административного порядка, выполнения приказов, организует инвентаризацию товарно-материальных ценностей.
И все же главной задачей внутреннего аудитора остается систематический контроль за расходами фирмы и их снижением.
Информация, необходимая аудитору для внутреннего контроля, это в основном прогнозы продаж (спроса и предложения), сметы затрат, стандартные нормативные издержки, прогнозы прибылей, программы ввода основных средств и формирования источников финансирования, а также другие данные, которые включаются в общий план контроля за совершением хозяйственных операций и позволяют следить за деятельностью участков и цехов, сопоставлять фактические издержки с нормативными и сметными, обнаруживать причины упущений в работе и сообщать руководству о результатах проверок.
Внутренний аудит хозяйствующих субъектов занимает важное место в системе аудита. Как свидетельствует опыт развития и организации аудита в странах с многоукладной экономикой, внутренний аудит имеет опорное положение. Нормативные акты, регламентирующие деятельность компаний, фирм, включают положения об обязательности внутреннего аудита и составе его компонентов, требования к их организации. Действующие в Российской Федерации законы таких положений не содержат. Однако это не противоречит возможности создания служб внутреннего аудита, так как законодательно закреплено право предпринимателям самостоятельно формировать производственную программу и определять предусмотренные действующими нормативными актами и уставом способы ее осуществления. Внутреннему аудиту принадлежит определяющая роль в обеспечении законности осуществления хозяйственных операций.
В развитых странах мира существуют центры внутреннего аудита, а также международные их объединения. Так, более пятидесяти лет функционирует международный центр, объединяющий деятельность национальных институтов внутренних аудиторов США, Франции, Великобритании, Японии, Израиля, Индии и других стран. Главные задачи центра и национальных институтов состоят в обеспечении норм профессиональной практики внутреннего аудита, разработке и осуществлении программ непрерывного профессионального развития, программ сертификации внутренних аудиторов.
Деятельность в области внутреннего аудита хозяйствующих субъектов РФ, имеет свои особенности, которые должны быть учтены в нормативных регламентах их деятельности, системе подготовки кадров и т. д. Отсутствие специализации по данному вопросу приводит к некомпетентному исполнению обязанностей аудитора, что приводит к неэффективности всей аудиторской деятельности.
В специальной литературе приводятся различные трактовки понятия внутреннего аудита. Одни авторы считают целесообразным организацию внутреннего аудита в хозяйствующих субъектах, другие придерживаются мнения, что внутренний контроль на предприятии должен осуществляться не специальными должностными лицами, а комиссией, состоящей из работников различных служб, или службой бухгалтерского учета.
Институт внутренних аудиторов США дает определение внутреннего аудита. «Внутренний аудит есть независимая деятельность в организации (на предприятии) по проверке и оценке ее работы в ее интересах. Цель внутреннего аудита – помочь членам организации эффективно выполнять свои функции. Внутренние аудиторы представляют своей организации (предприятию) данные анализа и оценки, рекомендации и другую необходимую информацию, являющуюся результатом проверок» (Робертсон Д.К. Аудит. -М.: Контакт, 1993. – 86 с, с. 6).
Организация и развитие внутреннего аудита в Российской экономике является одним из основных условий становления правовых отношений. Основное преимущество внутреннего аудита заключается в том, что он обеспечивает действенный финансовый контроль хозяйственной деятельности предприятия при сохранении коммерческой тайны и соблюдении законных интересов всех субъектов производства. На основе оценки основных приведенных определений внутреннего аудита, можно сделать вывод о том, что в них не затронуто данное преимущество. По нашему мнению, внутренний аудит представляет собой систему обеспечения правовой защиты имущественных интересов собственника на основе внутреннего финансового контроля соблюдения законности хозяйственной деятельности.
Внешний аудит не может обеспечить достоверность учетной, финансовой и расчетной информации и не несет ответственность за это. Консультирование и рекомендации по исправлению допущенных нарушений и неточностей в учетном процессе и хозяйственной деятельности внешнего аудита носит рекомендательный характер, жесткий контроль за ходом исправления допущенных нарушений отсутствует. Внешний аудитор несет материальную ответственность только в пределах материального ущерба, понесенного экономическим субъектом в результате неквалифицированного проведения аудиторской проверки. Убытки могут быть взысканы на основании решения суда или арбитражного суда по иску, предъявляемому органом, выдавшим лицензию.
Внутренний аудитор, обеспечивая достоверность отчетности, бухгалтерского учета, подчиняясь непосредственно директору, проявляет инициативу в проведении проверок, контроле за законностью хозяйственных операций и правильностью их отражения в учете. Как показывают результаты обобщения научных исследований по аудиторской деятельности, опыт формирования многоукладной экономики АПК и соответствующей ей хозяйственной организации агропромышленного производства, а также изучение условий защиты законных имущественных интересов хозяйствующих субъектов, основной задачей внутреннего аудита является обеспечение подготовки предприятия к внешней аудиторской проверке.
В современный период существует объективная необходимость организации трех основных видов аудита: внешнего, внутреннего и государственного. Государственный аудит представляет собой систему правовой защиты имущественных интересов государства на основе централизованного контроля достоверности отчетности, финансового состояния, соблюдения законности хозяйственной деятельности.
Обособление государственного аудита в отдельный блок аудиторских услуг определено необходимостью ведомственного контроля деятельности унитарных и федеральных казенных предприятий, а также коммерческих юридических лиц в части контроля целевого использования предоставляемых денежных средств в виде дотаций, компенсаций, финансирования капитальных вложений, помощи и др.
Как свидетельствует анализ, принятые нормативные акты по аудиторской деятельности не предусматривают существование государственного аудита. Однако практика деятельности унитарных предприятий на праве хозяйственного ведения, федеральных казенных предприятий на праве оперативного управления, свидетельствует о необходимости государственного аудита, для контроля соблюдения установленных данным предприятиям прав. Не решены в полной степени вопросы проведения аудиторских проверок при судебных и арбитражных разбирательствах, которые могли бы осуществлять государственные аудиторы. Несмотря на серьезные отличия этих способов осуществления аудита, только органичное взаимодействие внешнего, внутреннего и государственного аудита обеспечивает эффективную защиту имущественных интересов хозяйствующих субъектов. Государственный аудит должен существовать наряду с государственным финансовым контролем, основная цель государственного аудита – установление достоверности отчетности государственных предприятий. Основная цель государственного финансового контроля – установление целевого использования государственных бюджетных средств и принятие мер по недопущению нарушений в исполнении бюджета.
В деятельности внутреннего аудитора значительное место занимает консультирование работников предприятия по вопросам учета, отчетности, нормативно-правового обеспечения. Рекомендации предоставляются по запросам и собственной инициативе аудитора. Постоянно проводится контроль исполнения замечаний и рекомендаций. В отличие от внутреннего аудитора, внешний предоставляет рекомендации только по запросам клиентов и не настаивает на внедрении своих предложений, отдает это на откуп клиента, не контролирует качество внедрения мероприятий.
В настоящее время существующий в отдельных экономических субъектах внутренний аудит не имеет всеохватывающего значения и не выполняет возложенные на него функции по подготовке к аудиторской проверке и обеспечению законности хозяйственной деятельности. В акционерном обществе «Подмосковное» внутренний аудит работает с 1993 г. Необходимость его определена большими объемами выпускаемой продукции, наличием самостоятельно функционирующих на условиях полного коммерческого расчета 17 подразделений. Несмотря на положительную роль данного формирования, имеются серьезные недостатки, препятствующие его развитию.
Аналогичные результаты наблюдаются и в других организациях. В ходе исследования определены предложения по совершенствованию деятельности органа контроля, реализация которых позволит усилить роль внутреннего аудита в обеспечении законности хозяйственных операций предприятия.
Еще более серьезные недостатки наблюдаются в организации внутреннего контроля формирований, содержащих в своем составе подсобные сельскохозяйственные подразделения.
Как свидетельствуют результаты обследования организации внутреннего контроля в подсобных хозяйствах ОАО «Самарэнерго» и ОАО «Ростовэнерго», отделы внутреннего аудита центрального аппарата не уделяют достаточного внимания проверке сельскохозяйственных подразделений, ограничиваясь вопросами собственности, сохранности имущества, кассы, выполнения распоряжений и указаний головной организации.
Становлению внутреннего аудита должна способствовать разработка методов работы внутренних аудиторов, внедрение в практику специфических средств их труда (стандартов, норм, руководств, положений, должностных инструкций и др.). В организации внутреннего аудита большое значение имеют органы управления предприятия, определяющие организационно-правовой статус аудиторов, нормативно-правовое обеспечение, проверку их работы.
Современная социально-экономическая ситуация в Российской Федерации характеризуется введением большого числа новых нормативно – правовых актов, что обуславливает большие квалификационные требования к специальности аудитора. Он должен обладать знаниями по организации, технологии и этике аудита, бухгалтерскому учету, финансам, кредиту, законодательству, налогообложению, контролю и ревизии хозяйственной деятельности, экономике, организации и управлению производством, компьютеризации учета и экономических программ, достаточными для практической деятельности в сфере внешнего и внутреннего аудита; владеть методами организации и проведения экспертизы бухгалтерского баланса и финансовой отчетности, аудиторских проверок и услуг; уметь защищать законные имущественные интересы хозяйствующих субъектов в органах налогообложения и правоохранительных органах. Необходимость в высоком уровне квалификации аудиторов определяет состав требований к претендентам на получение специальности аудитора, принципиальные подходы к формам и методам подготовки, ее объему и продолжительности.
На основе вышеизложенного, в целях улучшения организации внутреннего аудита на предприятиях целесообразно:
• рекомендовать всемерное развитие внутреннего аудита, опережающий режим подготовки кадров аудиторов и повышения квалификации работников управления по аудиторской деятельности;
• определить состав требований к претендентам на получение специальности внутреннего аудитора, принципиальные подходы к формам и методам подготовки, ее объему и продолжительности;
• разработать и внедрить в производство отраслевые нормативные положения и организационные регламенты внутреннего аудита;
• разработать и установить порядок введения стандартов, норм, руководств для деятельности внутренних аудиторов;
• создание профессиональных центров внутренних аудиторов на принципах самоорганизации.
Выводы из материала параграфа 3.8 монографии
В аудиторской практике принято различать внешний и внутренний аудит.
Внешний аудит проводится на договорной основе аудиторскими фирмами или индивидуальными аудиторами с целью объективной оценки достоверности бухгалтерского учета проверяемого предприятия. Выполнение такой независимой экспертизы хозяйственно-финансовой деятельности одновременно предполагает и разработку рекомендаций по улучшению финансовой стратегии предприятия, повышению эффективности его хозяйствования, а также оценку платежеспособности финансовой устойчивости и имеющихся резервов. Внутренний аудит имеет свои цели и задачи, адекватный им правовой и организационный статус, отличный от внешнего аудита. Принципиальное различие содержания деятельности внешнего и внутреннего аудита состоит в том, что внутренний аудит обеспечивает достоверность постановки бухгалтерского учета, финансовых результатов, расчетов, в то время как внешний аудит только устанавливает их достоверность.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.