Роль внешнего и внутреннего аудита в организации контроля кредитов и займов

.

С переходом к рыночным отношениям в России сформировалась независимая аудиторская служба. В основе этого процесса лежала взаимная заинтересованность государства, администрации предприятия, и его владельцев (акционеров) в достоверной финансовой и учетной информации. В связи с этим вопросы организации аудиторской деятельности являются актуальными для организации контроля кредитов и займов и затрат по их содержанию.
Мировая практика показывает, что во всех странах с рыночной экономикой, контроль финансовой деятельности хозяйствующих субъектов, необходимый для обеспечения защиты имущественных интересов собственника и государства, осуществляется специальной независимой организацией – аудиторской службой.


Особенности функционирования товаропроизводителей в нашей стране, неэффективность и невозможность сохранения прежней системы финансового контроля определили потребность в организации аудита, и тем самым, обусловили необходимость в проведении исследований по установлению научных основ организации аудита.
Практика управления и исследования становления многоукладной экономики свидетельствуют о неотложности организации аудита на основе общих для всей хозяйственной деятельности правовых регламентов и с учетом особенностей каждой сферы. В составе обстоятельств, обусловивших развитие аудита в России, приоритетное значение имеют следующие:
1. Потребность защиты имущественных интересов хозяйствующих субъектов, преобладающее большинство которых возникло или реорганизовано в процессе реформы и включено в сферу негосударственной экономики. В этих условиях ведомственный финансовый контроль практически упразднен, создается впечатление бесконтрольности и вседозволенности. Промедление в создании новой, надежной, постоянно действующей структуры для исполнения контрольной функции способствует нарушению законов при осуществлении хозяйственных операций, не позволяет обеспечить сохранность имущества и его эффективное использование, правильное исчисление и рациональное распределение прибыли, защиту законных интересов учредителей и работников. Самостоятельно хозяйствующие субъекты непосредственно заинтересованы в достоверном бухгалтерском балансе и реальной оценке финансового состояния собственного предприятия и своих партнеров, в подтверждении соответствия законам и учредительным документам деятельности избранных органов управления на предприятиях и в объединениях (правлений, советов директоров, координационных советов и других).
2. Сложность системы законодательных и нормативных актов, регулирующих деятельность организаций и формирований, обуславливают острую потребность в консультациях и методической помощи по организации учета и отчетности, исчислению дохода и прибыли, пользования кредитами, защите имущественных интересов своих учредителей. В каждой отрасли специфичны действующие нормативные акты по исчислению и уплате налогов, финансированию и кредитованию, организации учетного процесса для отчетности и налоговых расчетов, что требует профессиональной поддержки со стороны аудиторов.
3. Достоверная оценка реальности бухгалтерского баланса и финансового состояния хозяйствующих субъектов необходима также для банков как условие гарантии возврата кредитов.
4. Действенный механизм банкротства может функционировать при хорошо отработанном механизме оценки достоверности бухгалтерской отчетности и определения его ликвидности и финансового состояния предприятия.
5. Защита хозяйствующих субъектов от неправомерных действий органов налогообложения, пенсионного и имущественных фондов, банков.
6. Необходимость в регулировании на паритетных началах отношений организаций с деловыми партнерами. Аудиторские проверки применяемых предприятиями монополистами цен (наценок) и других условий реализации товаров или услуг, проводимые по инициативе региональных органов государственного управления, могут служить основой для принятия эффективных антимонопольных мер.
7. В процессе реформирования экономических отношений и хозяйственной организации в Российской Федерации система органов контроля кардинально трансформировалась. Резко сократилась сфера деятельности ведомственного контроля и численность занятых в них работников. В государственных органах управления отраслями система контрольно-ревизионной службы практически упразднена: на уровне района полностью отсутствует, на уровне области представлена 3–4 специалистами, в аппарате Министерств и Ведомств Российской Федерации ее численность не обеспечивает даже исполнения контрольных функций федерального уровня управления.
8. В новой системе контроля хозяйственной деятельности закономерно, в силу изменений отношений собственности, резко сократилась сфера ведомственного контроля и структура его деятельности, ориентированная на контроль исполнения функций федерального и регионального управления. В сфере хозяйственного управления (на всех его уровнях) контрольные функции осуществляет аудиторская служба, соответствующая предпринимательскому статусу хозяйствующих субъектов и сочетающих независимый финансовый контроль с оказанием услуг в финансовой сфере.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.